Вопрос-ответ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

К нам поступает много звонков от потребителей, которые спрашивают – «какие службы осуществляют контроль за качеством фруктов и овощей, которые в изобилии продаются сегодня на рынках нашего города?»

 Контроль за плодоовощной продукцией в первую очередь находится в ведении специалистов Роспотребнадзора Воронежской области, а первый этап на пути контроля над качеством фруктов и овощей, проступающих в Воронежскую область – это таможня. Вся продукция должна проходить обязательный таможенный контроль. Прежде всего, таможенная служба проверяет наличие документов, показывающих, где и кем эти фрукты или овощи были выращены – справки о закупке или землевладении. Затем товар помещается на временные склады, откуда берутся пробы для исследования.
  Согласно существующим нормативам, плодоовощная продукция проходит проверку по четырем показателям – содержание в ней пестицидов, нитратов, токсинов и радионуклидов. И уже по результатам лабораторных исследований оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (несоответствии) продукции санитарным правилам и нормативам.
   Существуют также госты, предписывающие порядок выборки. К примеру, если поступает тонна дыни, то смотрят 20 кг, другие фрукты и овощи – 5 кг на тонну. Специалист берет пробу из разных участков партии товара – начала, середины, конца. Таким образом, у любого продавца (или магазина), торгующего фруктами или овощами, обязательно должно быть такое заключение.

Как проводится оценка безопасности ГМО-продуктов?

Как проводится оценка безопасности ГМО-продуктов?

В процессе оценки безопасности ГМО-продуктов обычно исследуются:


  • прямое воздействие на здоровье (токсичность);
  • тенденции вызывать аллергическую реакцию (аллергенность);
  • конкретные компоненты, предположительно обладающие питательными или токсичными свойствами;
  • устойчивость введенного гена;
  • воздействие на питание, связанное с генетической модификацией; 
  • любое непредусмотренное воздействие, которое может возникнуть в результате введения гена.


Являются ли безопасными ГМО-продукты?

Являются ли безопасными ГМО-продукты?

  Различные генетически модифицированные организмы включают различные гены, вводимые различными путями. Это означает, что оценку отдельных ГМО-продуктов и их безопасности следует проводить на индивидуальной основе, и что нельзя делать общие заявления о безопасности всех ГМО-продуктов.

  ГМО-продукты, в настоящее время поступающие на международный рынок, подверглись оценкам безопасности и вряд ли представляют угрозу для здоровья человека. Кроме того, не было обнаружено никакого воздействия на здоровье человека в результате потребления таких пищевых продуктов широкими слоями населения в странах, где они одобрены. Постоянное проведение оценок безопасности на основе принципов Кодекса Алиментариус, и, по возможности, адекватного пострыночного мониторинга должно создать основу для проведения оценки безопасности генетически модифицированных пищевых продуктов.

Что представляют собой генетически модифицированные (ГМ) организмы и продукты питания?

Что представляют собой генетически модифицированные (ГМ) организмы и продукты питания?

Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это организмы (т.е. растения, животные или микроорганизмы), чей генетический материал (ДНК) был изменен, причем такие изменения были бы невозможны в природе в результате размножения или естественной рекомбинации. Соответствующие технологии известны как современная биотехнология, генная технология, а также технология рекомбинантных ДНК и генетическая инженерия. Они позволяют передавать отдельные гены от одного организма другому, а также между неродственными видами. Продукты питания, произведенные из или с использованием ГМ организмов, часто называют ГМО-продуктами.

Что такое ХАССП?

Что такое ХАССП?


  ХАССП – международный свод принципов, на основании которого каждое конкретное предприятие, в зависимости от его особенностей, разрабатывает свою систему контроля качества и безопасности продукции. Ее отличие от других систем в том, что по ХАССП проводится контроль не только готового продукта на выходе с производства, а и всей производственной цепочки целиком. Взяв за основу принципы ХАССП производитель определяет, на каких этапах производства может возникнуть риск (например, что инородный предмет попадет в продукт) и не устраняет их по факту, а предупреждает.

  Если предприятие выпускает продукт питания, и при этом на нем не внедрена система контроля качества и безопасности по ХАССП, на предпринимателя будет наложено административное наказание в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ, а именно по статье 14.43. И если нарушение не устранить в течение года, это повлечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц — от 700 тыс. руб. до 1 млн руб.

   По закону, такие системы контроля все российские предприятия должны были внедрить до 15 февраля этого года. Но, как показала общероссийская практика, у многих предприятий, особенно средних и малых, пока возникают сложности при ее внедрении. Так в России сейчас только 3 360 предприятий внедрили принципы ХАССП.

Что такое срок годности?

Что такое срок годности?

  Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», срок годности – это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

  Срок годности устанавливается изготовителем на продовольственные продукты питания и на непродовольственные товары: парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии, а также подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

  Срок годности товара имеет две функции:


  • гарантирует соответствие товара требованиям по качеству, устанавливаемым обязательными для продавца правилами;
  • устанавливает запрет на реализацию (передачу) продавцом (изготовителем) товара после истечения данного срока, а также в предшествующий истечению этого срока период, недостаточный для покупателя для использования купленного товара по назначению.


  Срок годности товара содержится в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).

 Важно отметить, что запрещено продавать товар по истечении установленного срока годности и товар, на котором не установлен срок годности.

  Срок годности товара определяется:


  • периодом, который исчисляется со дня его изготовления, в течение которого он пригоден к использованию;
  • или датой, до наступления которой, товар пригоден к использованию.


   Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где такой товар произведен, продавец не просто должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя, но и передать товар до окончания срока годности.

Что делать в случае покупки некачественных продуктов?

Что делать в случае покупки некачественных продуктов?

  При покупке некачественного продовольственного товара потребителю необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах, в которой должно быть четко сформулировано одно из законных требований.

  В претензии нужно указать:

- наименование товара,

- изготовителя,

- дату изготовления и упаковки,

- сорт,

- срок годности,

- массу нетто,

- термическое состояние (охлажденное, замороженное) и др.

- отличительные признаки товара, указанные на маркировке.

  Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. В случаи личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

  В соответствии с п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случаи необходимости провести проверку качества. Покупатель вправе присутствовать при этом.

  В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.

  В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд по выбору: по месту нахождения организации, по месту жительства или пребывания потребителя, либо по месту заключения или исполнения договора.

Существуют ли особенности продажи покупателям продовольственных товаров?

Существуют ли особенности продажи покупателям продовольственных товаров?

  Прежде всего существуют особенности информации о продовольственных товарах. В информации о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов, в зависимости от вида товаров, должны содержаться следующие сведения:


  • наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
  • сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро – и микроэлементов), весе или объеме;
  • назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
  • способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
  • условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
  • дату изготовления и дату упаковки товара;
  • противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
  • сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).


  Важно также отметить, что по требованию покупателя, продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, которые изготавливаются на территории РФ.

  Перед продажей продовольственных товаров, продавец обязан:


  • освободить товары до подачи в место их продажи от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс;
  • удалить загрязненные поверхности или части товара;
  • произвести проверку качества товаров (по внешним признакам);
  • проверку наличия на них необходимой документации и информации;
  • осуществить отбраковку и сортировку товаров.


  Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.

 Когда расфасовывают товар, то на нем указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.

  При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

  Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.

 Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов. По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде. Что касается хлеба и хлебобулочных изделий массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.

  Хлеб и хлебобулочные изделия должны продаваться в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.

В какой срок продавец должен провести проверку качества и экспертизу товара?

В какой срок продавец должен провести проверку качества и экспертизу товара?

  Экспертиза товара проводится в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
  Например, если вы требуете вернуть деньги, то в течение 10 дней продавец обязан провести проверку качества товара, его экспертизу (если потребуется) и в этот же срок возвратить потребителю деньги.

 Аналогично определяются сроки проведения экспертизы и при предъявлении потребителем других требований:

Требование потребителя:

Срок удовлетворения требования потребителя:

Срок проведения экспертизы:

Безвозмездное устранение недостатков

в срок, согласованный с потребителем,
но не более 45 дней

не более 45 дней

Замена товара

7 дней (максимум - 1 месяц)

20 дней

Возврат денег

10 дней

10 дней

Уменьшение покупной цены

10 дней

10 дней

Продавец отказывает мне в замене некачественного товара, т.к. мной утерян кассовый чек. Что делать?

Продавец отказывает мне в замене некачественного товара, т.к. мной утерян кассовый чек. Что делать?


  В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В случае возникновения спора потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий. Если продавец не примет во внимание такие свидетельские показания, необходимо обратиться в суд. При судебном рассмотрении свидетельские показания будут оцениваться судом.