Вопрос-ответ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Правда ли что сроки годности овощей и фруктов хотят отменить?

С такой инициативой о внесении поправок в технический регламент Таможенного союза о маркировке продуктов выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейших ритейлеров страны.

Соответствующее письмо направил председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой.

По мнению ритейлеров, в стране нет документа, который бы объяснял, как определить сроки годности, и пока их устанавливают сами поставщики. Кроме того, в письме АКОРТ отмечается, что действующая в стране методика обоснования сроков годности не содержит порядка проведения и методологии санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности свежих овощей и фруктов. Поэтому сети предлагают скорректировать техрегламент таким образом: сделать их необязательными для этих категорий. Как отметили в Роспотребнадзоре, «в настоящее время предложение рассматривается».

Правомерно ли поступает администрация магазина, заставляя покупателя оплачивать стоимость нечаянно разбитого покупателем товара?

Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) "риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором". Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю".

Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью. Однако вышерассмотренные правила будут действовать только при случайной гибели товара.

Статья 1064 ГК РФ определяет, что "вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред". Таким образом, вред подлежит возмещению почти во всех случаях. И вроде бы на первый взгляд лицо, разбившее в магазине товар, должно возместить ущерб. Однако не стоит быстро спешить с ответом. Действительно, лицо, причинившее вред другой стороне, обязано нести соответствующую ответственность, которую в гражданском праве принято называть деликтной. Наступление деликтной ответственности зависит от наличия следующих обязательных условий:

- противоправное поведение причинителя вреда;

- причинно-следственная связь между противоправным действием и причиненным вредом.

Взыскать стоимость разбитого товара магазин может с покупателя либо в добровольном, либо в судебном порядке. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.

Покупатель, не желающий в добровольном порядке возмещать ущерб, может в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола (если администрация магазина будет их составлять). Это необходимо сделать, потому что если вдруг администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться доказательствами. И если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно.

Таким образом, если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Тем не менее, как правило, администрации магазинов обращаются в суд за возмещением ущерба, только если данный ущерб был существенным, тем более что в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму стоимость товара. Поэтому в большинстве случаев вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит в основном от самих покупателей и продавцов.

Что делать, если не выдали или отказали в предоставлении книги жалоб и предложений?

Написать заявление в Управление Роспотребнадзора. Это нарушение правил продажи и администрация заведения за это несет ответственность.

Куда сообщить о продаже алкоголя в ночное время и при выявлении продуктов с просроченным сроком реализации?

О фактах торговли алкоголем с 20.00 до 14.00 нужно сообщать в отдел предпринимательства и торговли городской администрации. По поводу продажи товаров с истекшим сроком годности необходимо обращаться с письменным заявлением в адрес Управления Роспотребнадзора.

Почему во многих магазинах отсутствуют контрольные весы?

На рынках контрольные весы должны быть в обязательном порядке. Что касается магазинов, то действительно, во многих магазинах отсутствуют контрольные весы.

Но администрация магазина обязана по просьбе покупателей, взвесить товар на любых свободных весах данного магазина.

Для чего существуют жалобные книги, и кто их проверяет?

Жалобные книги должны быть в доступном для покупателей месте в каждом магазине. Управление Роспотребнадзора проверяет на наличие жалобных книг в магазинах. Жалобы и отзывы должен проверять директор магазина или администрация, и обязаны реагировать на жалобы со стороны покупателей.

Обязаны ли покупатели сдавать пакеты или объемные сумки в камеры хранения? И несет ли ответственность за сохранность содержимого сумок, администрация магазина?

Не обязаны сдавать, и администрация магазина или ее охрана не должны обязывать покупателей сдавать сумки или пакеты. Камеры хранения существуют для удобства потребителей и работают на добровольной основе, так как администрация магазина не несет ответственность за сохранность вещей покупателей.

Также покупатели имеют право проходить в торговый зал с колясками и другими предметами личной необходимости. Что касается домашних животных, то по санитарным требованиям, вход в магазины и точки общественного питания с животными запрещен.

В магазине на ценниках значится одна цена, а в кассе выбивают другие цены, которые значительно выше. Имеет ли на это право дирекция магазина или ее владелец?

Это нарушение Закона о защите прав потребителей по статье 14.7 КоАП РФ (обман потребителей). В данном случае нужно обратиться к администрации магазина с просьбой разобраться в ситуации. Если магазин не предпримет никаких действий, то написать письменное заявление в Управление Роспотребнадзора.

Нередко случается, что о плохом качестве приобретенных в магазине продуктов мы узнаем уже дома. «Как стоит поступать в таких случаях?»

Товар примут обратно и вернут деньги, но только товары ненадлежащего качества; если же продукт просто не понравился по вкусу, то это не основание для того, чтобы его сдавать обратно в магазин.

Если же вы купили действительно некачественный товар, вы вправе потребовать: замены товара, отказаться от договора купли-продажи и потребовать деньги за товар, либо потребовать соразмерного уменьшения цены.

Потребитель вправе потребовать и полного возмещения убытков, если таковые причинены вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Вопрос о возмещении убытков и морального вреда решается в судебном порядке.

Осуществляются ли проверки продуктов питания и как часто они проводятся?

В соответствии с Федеральным Законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся один раз в три года, а внеплановые – по поступлению обращений потребителей или юридических лиц.

Каждая партия продуктов питания, вырабатываемая на промышленных предприятиях, подвергается производственному контролю, в том числе лабораторному. Его объем регламентируется нормативно-техническими документами, в соответствии с которыми изготавливается та или иная продукция. (ст.22 Федерального Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. №29-ФЗ).

При покупке пищевых продуктов продавец обязан по требованию покупателя предъявить сопроводительную документацию на продукцию, то есть товарно-транспортную накладную, сертификат соответствия или его заверенную копию. Кроме того, можно поинтересоваться составом продукта, наличием или отсутствием в его составе пищевых добавок, продуктов полученных с использованием генетически модифицированных источников. Эти сведения должны быть указаны на потребительской упаковке, на этикетках, ярлыках.

Продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации, осуществить отбраковку и сортировку товаров, а также предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.