Народный Контроль


Цели и задачи регионального Проекта
«Народный контроль»


Главная цель регионального Проекта «Народный контроль» - защита прав потребителей, обеспечение баланса интересов в цепочке «производитель-продавец-потребитель» и соблюдение законодательства в этих вопросах.


Основные задачи регионального Проекта «Народный контроль»:

- Установление конструктивного диалога и партнерских отношений между Партией «Единая Россия» и общественными объединениями, бизнесом, властью по вопросам защиты прав потребителей;

- Продовольственная безопасность региона, поддержки местного производителя;

- Обеспечение контроля за ростом цен на продовольственные товары;

- Обеспечение прозрачного и экономически обоснованного формирования цен на социально значимые продовольственные товары;

- Содействие потребителям в решении вопросов в области обеспечения качества, безопасности продовольственных и непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке, а также оказываемых населению услуг.


ПОЛОЖЕНИЕ

о Федеральном проекте «Народный контроль»

в Воронежской области ВПП «Единая Россия»


1 Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с решением Высшего совета Партии «Единая Россия» от 21 июля 2010.

Федеральный проект «Народный контроль» в Воронежской области, - создан в целях защиты конституционных и социальных прав граждан и борьбы с нарушениями прав потребителей при предоставлении им услуг или реализации товаров.

Примечание. В связи с тем, что Федеральный проект «Народный контроль» в Воронежской области не оформлен как юридическое лицо, деятельность Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области может проводиться на базе одного или нескольких действующих общественных объединений, например, на базе Воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни», имеющего большой многолетний практический опыт по защите прав потребителей и объединяющего ведущих ученых, преподавателей и специалистов пищевых и других отраслей, всего более тысячи волонтеров.

Главная цель Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области ( в дальнейшем проект «Народный контроль») - защита прав потребителей

Основные задачи проекта «Народный контроль»:

- организация контроля за соблюдением и защита прав потребителей товаров и услуг на региональном потребительском рынке, преимущественно при реализации сельскохозяйственного сырья и готовой пищевой, в том числе алкогольной продукции;

- рассмотрение и содействие решению проблем продовольственной безопасности региона;

- содействие стимулированию производства и спроса на отечественные, в том числе местного производства продукты питания;

- контроль за ценами на региональном потребительском рынке;

- установление конструктивного диалога между бизнесом, властью и общественными объединениями.

Цели и задачи проекта «Народный контроль» не ограничиваются выше изложенным и могут исходить из целесообразности по времени и в зависимости от наличия и ассортимента , качества услуг и товаров на региональном потребительском рынке.

Работа проекта «Народный контроль» осуществляется на основе принципов добровольности, самостоятельности и независимости, объективности, гласности при строгом соблюдении федеральных и региональных законов, при этом обеспечивается приоритет прав и законных интересов потребителей.

Основными принципами деятельности проекта «Народный контроль» являются открытость, прозрачность, законность, коллегиальность, системность.


2. Организационная структура проекта «Народный контроль».


Организационная структура проекта «Народный контроль» согласовывается с исполнительным комитетом регионального отделения ВПП «Единая Россия».

Для общего руководства деятельностью проекта «Народный контроль» политсоветом назначается координатор из числа членов регионального отделения ВПП «Единая Россия».

Для организации работы проекта «Народный контроль» создается областной штаб (комиссия), а при муниципальных образованиях образуются районные штабы/комиссии, при учебных заведениях, организациях, учреждениях и отдельных поселениях могут создаваться опорные группы проекта «Народный контроль».

Руководитель проекта»Народный контроль» избирается на заседании областного штаба/комиссии Федерального партийного проект по предложению координатора проекта.

Кандидатуры заместителя руководителя (соруководителя) областного штаба/комиссии Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской, руководителей районных штабов/комиссий, опорных групп утверждаются на заседании областного штаба.

Народными контролерами могут быть наиболее авторитетные и активные граждане постоянно проживающие на территории субъекта (поселения) изъявивших личное желание работать в проекта «Народный контроль». Кандидатуры народный контролеров рассматриваются и утверждаются на заседании штабов/комиссий или групп.

Народными контролерами не могут быть лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности, а также принимавшие участие в деятельности объединений, запрещенных законом. Народный контролер, обязан быть честным, требовательным и принципиальным. Народный контролер работает безвозмездно.

Проект «Народный контроль» строит свою работу во взаимодействии с общественными объединениями, региональными и муниципальными структурами власти, а также представленными в регионе федеральными структурами.

В состав штабов, рабочих групп могут входить представители государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений, субъектов предпринимательства, а также эксперты, специалисты по различным отраслям, направлениям и иные лица, по согласованию с ними.

Для обеспечения правовой деятельности народные контролеры могут быть членами общественных объединений и пользоваться всеми правами этих объединений в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».

По согласованию, народные контролеры могут приглашаться для участия в проверках, проводимых органами государственного контроля и надзора.

В составе проекта «Народный контроль» могут создаваться общественные экспертные комиссии, советы и отдельные рабочие группы для выработки предложений по отдельным вопросам, отнесенным к компетенции проекта «Народный контроль».

Вмешательство народных контролеров в деятельность государственных и муниципальных органов власти не допускается.

С целью всестороннего и тщательного рассмотрения фактов нарушения прав потребителей проект «Народный контроль» осуществляет свою деятельность самостоятельно, с использованием полномочий всех его членов и вправе давать соответствующие поручения в пределах своей компетенции


3.Полномочия проекта «Народный контроль»

- осуществлять мониторинг ассортимента и качества предоставляемых населению товаров и услуг, в том числе медицинских услуг, образовании, розничной сети, общественного питания, бытового, транспортного обслуживания, ЖКХ, объектов благоустройства и других объектов независимо от форм собственности;

- запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления, от общественных объединений и субъектов предпринимательства информацию, объяснений по поводу жалоб потребителей или выявленных народными контролерами самостоятельно нарушений прав потребителей;

- направлять свои предложениям по устранению выявленных нарушений в организации где выявлены нарушения, областные и муниципальные структуры, в правоохранительные органы;

- проводить консультации и приглашать на заседания штаба, группы соответствующих специалистов и ученых, представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации, субъектов предпринимательства;

- вносить предложения в соответствующие органы о проведении проверок и служебных расследований по материалам обращений физических и юридических лиц на предмет выявления фактов нарушения прав потребителей;

- создавать комиссии/рабочие группы по территориальному признаку или направлениям предоставления услуг и товаров населению;

- рассматривать по предложению правительства и областных области, городского округа город Воронеж и муниципальных районов жалобы и обращения жителей на неудовлетворительную работу учреждений в сфере обслуживания

- принимать участие в проверках, проводимых контролирующими организациями, общественными объединениями, в том числе в проведении контрольных закупок товаров, по согласованию;

- давать рекомендации по вопросу устранения выявленных нарушений.
извещать руководителей соответствующих служб о недостатках, вскрытых на предприятиях и в учреждениях, обслуживающих население

- информировать общественность о выявленных нарушениях и принятых мерах на потребительских конференциях, семинарах, круглых столах, через средства массовой информации.

Материалами для рассмотрения служат:

- устные и письменные обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения прав потребителей поступившие в адрес рег. отд. ВПП «Единая Россия», штаба/рабочей группы;

- данные проводимого мониторинга народными контролерами состояния потребительского рынка;

- выступления в средствах массовой информации по фактам нарушения прав потребителей.


4.Обязанности народного контролера

Народные контролеры обязаны:
- соблюдать действующее законодательство;
- квалифицированно, честно, принципиально устанавливать причины нарушения прав потребителей

- при проведении проверок жалоб, заявлений потребителей народный контролер при посещении организаций обязан предъявить удостоверение народного контролера, а на предприятиях торговли и общественного питания дополнительно - санитарную книжку.


5.Ответственность народных контролеров
Народный контролер несет личную ответственность:
- за нарушение действующего законодательства и нормативных документов;
- за некачественное выполнение задания и сокрытие нарушений, выявленных в ходе проверки, вплоть до отстранения от исполнения обязанностей народного контролера.

6.Организация деятельности НК

Заседания штаба или группы НК проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Основанием для проведения заседаний являются утвержденные плановые и внеплановые мероприятия.

Заседание штаба, группы считается правомочным при кворуме не менее половины от общего числа членов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

Заседания областного, районного штаба, группы оформляются протоколом, который подписывается руководителем и избранным на это заседание секретарем.

Решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании

В случае несогласия с принятым решением член штаба или группы вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.

Народному контролеру выдается удостоверение.


Руководитель Федерального проекта

«Народный контроль» в Воронежской области

ВПП «Единая Россия», член Общественной палаты ВО

Н.М. Дегтярев



Положение об экспертном Совете


1.Общие положения

Деятельность экспертного Совета (далее – Совет) осуществляется в рамках регионального проекта «Народный контроль» ПП «Единая Россия», совместно с ТПП ВО и Воронежским региональным общественным движением в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» объединениями (далее – Движение).

Организационно Совет осуществляет свою деятельность при Воронежском региональном общественном движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни»

Настоящее Положение определяет цели и задачи Совета, организационные основы деятельности, функции, порядок работы Совета и взаимодействия членов Совета.

Целью деятельности Совета является рассмотрение актуальных вопросов в области обеспечения качества, безопасности продовольственных и непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке, а также оказываемых населению услуг, выработка предложений и рекомендаций по результатам их рассмотрения, обмен знаниями, опытом и мнениями между специалистами.

К области компетенции Совета относятся анализ существующих на Воронежском региональном потребительском рынке проблем связанных с производством, качеством и безопасностью товаров, в том числе:

- проблем, связанных с ассортиментом, качеством, безопасно­стью реализуемых населению продовольственных товаров, в том числе закупаемых государственными и муниципальными заказчиками по государственным и муниципальным контрактам, а также услуг по организации общественного питания;

- проблем, связанных с качеством и безопасностью при продаже товаров в розничной услуг, оказывае­мых населению.

- проблем связанных с состоянием в Воронежской области производства сельскохозяйственной продукции и готовой пищевой продукции соответствующих нормативным требованиям.

Выработка рекомендаций по:

- стратегии обеспечения безопасности, повышения качества товаров и услуг, необходимым мероприятиям по защите населения от недобросовест­ных товаропроизводителей, борьбе с фальсификацией товаров и контрафактом, защите прав потребителей;

- созданию системы лабораторного контроля, в том числе экспресс-методов контроля качества продовольственного сырья и готовой пищевой продукции;

- созданию и совершенствованию системы независимого потребитель­ского (общественного) контроля качества и безопасности товаров и услуг;

- совершенствованию системы информирования потребителе о фактах наличия опасных некачественных товаров и услугах, созданию системы прослеживаемости продукции от производства до потребителя;

- обеспечению эффективного взаимодействия между потребителями, бизнесом, властями, экспертным сообществом и СМИ;

- созданию и развитию системы повышения правовой и потребительской грамот­ности населения, формирования потребительской культуры населения;

- внедрения систем управления качеством и без­опасностью продукции на региональном уровне, в том числе на промышленных предприятиях, в торговых сетях, на предприятиях обще­ственного питания.


2.Структура и состав совета

Совет функционирует в составе двух отделений:

- отделения проблем качества и безопасности продовольственных то­варов, услуг продовольственной торговли и услуг по организации питания (сокращенное наименование - отделение продовольственных товаров и услуг);

- отделения проблем качества и безопасности непродовольственных товаров, услуг по продаже непродовольственных товаров и бытовых услуг населению (сокращенное наименование - отделение непродовольственных товаров и услуг).

Для решения различных задач в структуре Совета могут создаваться дополнительные подразделения, группы.

В зависимости от рассматриваемых вопросов, могут проводиться как раздельные заседания отделений Совета, так и общие заседания Совета.

Члены совета - эксперты могут быть физические лица (граждане РФ, иностранные граждане), имеющие специальное образование и обладающие специальными познаниями в определенной области.

Решение о признании специалиста (эксперта) членом совета принимается на Совете.

Совет возглавляет председатель Совета, избираемый из состава членов совета. Совет избирает председателя и двух заместителей по продовольственным товарам, а также по не продовольственным товарам и услугам.


3. Порядок вступления в совет

Заявитель (эксперт) подает заявление о принятии в члены Совета на имя председателя Совета.

К заявлению прилагаются следующие документы:


  • анкета по прилагаемой форме;
  • копия паспорта (стр.2-5);
  • две фотографии формата 3x4;
  • копии документов об образовании: диплома (с приложением) о высшем профессиональном образовании, свидетельства о повышении профессиональной квалификации, сертификата о специализации и т.п. Заявления о принятии в члены Совета рассматривают на заседании Совета. Заявитель считается принятым в члены Совета, если за это проголосовало более половины членов Совета, присутствовавших на заседании.

Члену Совета после решения вопроса о принятии их в состав Совета выдается удостоверение установленного образца.


4. Общие принципы организации работы Совета

Совет осуществляет свою деятельность в форме коллегиального рассмотрения входящих в его компетенцию вопросов и проблем на заседани­ях Совета, а также на заседаниях сформированных Советом экспертных групп или комиссий. Члены Совета принимают участие в заседаниях Совета на постоянной основе.

Члены Совета, а также с привлечением других специалистов, осуществляют рассмот­рение вопросов, относящихся к компетенции Совета, выработку предложе­ний и рекомендаций по результатам их рассмотрения, обеспечивают обмен знаниями, опытом и мнениями между собой и между другими специалистами в данной области.

Решением Совета принимаются соответствующие заключения по существу рассматриваемых вопросов и проблем и рекомендации в адрес потре­бителей, производителей, продавцов товаров и услуг, органов государствен­ной власти и местного самоуправления, научных, общественных и иных за­интересованных организаций.

Решения, заключения, рекомендации Совета носят консультативно- рекомендательный характер.


5. Права и обязанности членов Совета

Работа членов Совета осуществляется на безвозмездной и доброволь­ной основе.

Члены Совета (эксперты) имеет право:

- Вносить предложения по совершенствованию работы Совета.

- Давать заключения на соответствие товаров и услуг действующему законодательству, нормативно-технической документации;

- Отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если участвующий в рассмотрении вопроса член Совета не обладает необходимыми знаниями для их экспертной оценки.

- Высказывать особое мнение, отличное от общего мнения Совета, которое ими формулируется и прилагается к протоколу заседания Совета.

- При невозможности принять участие в очередном заседании Совета - направить вместо себя своего уполномоченного представителя для участия в заседании, либо заблаговременно направить в письменном виде в секрета­риат Совета экспертные мнения и (или) заключения в соответствии с темати­кой заседаний Совета.

- По собственному желанию выйти из состава Совета.


Члены Совета принимают на себя обязатель­ства:

- Осуществлять свою деятельность по работе в составе Совета и в качестве экспертов в соответствии с настоящим Положением, законодательством Россий­ской Федерации и Таможенного союза, иными действующими нормативными и правовыми актами.

- Осуществлять всесторонний, объективный, полный, комплексный анализ изучаемых вопросов и материалов, в соответствии с поставленными задачами, обеспечивать объективность и достоверность своей позиции.

- Соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуще­ствляемой деятельности информации, не публиковать, не разглашать третьим лицам до момента ее официальной публикации на портале Совета и не использовать конфиденциальную информацию.

- Выполнять поручения председателя Совета или его заместителей в рамках своей компетенции.

- Соблюдать настоящее Положение.

- Соблюдать Правила деловой и профессиональной этики экспертов Совета;

- Руководствоваться в своей профессиональной деятельности стандартами, нормативно-технической документацией, регламентами и правилами экспертной, экспертно-оценочной, научно-исследовательской деятельности (технико-технологической экспертизы материальных ценностей).


Члены Совета (эксперты) несут ответственность:

  • за несоответствие выданных ими экспертных заключений по экспертизе товаров и услуг действующему законодательству, нормативно-технической документации, регламентам и правилам экспертной, экспертно-оценочной, научно-исследовательской деятельности (технико-технологической экспертизы материальных ценностей);
  • за нарушение настоящего Положения, нормативной документации, регламентирующей экспертную, экспертно-оценочную деятельность;
  • за нарушение правил деловой и профессиональной этики, стандартов, этических норм и регламентов;
  • за совершение действий, нанесших ущерб деятельности Совета, либо противоречащих его целям и задачам. Порядок выхода и исключения из Совета

Добровольный выход из состава Общества осуществляется на основании письменного заявления, подаваемого членом Совета на имя председателя Совета.

Председатель Совета уведомляет Совет о поступившем заявлении, о выходе из состава Совета, и этот вопрос выносится на ближайшее заседание Совета.

Член Совета, заявивший о своем желании выйти из Совета, признается вышедшим из Совета с момента вынесения Советом решения об исключении из Совета.

Член Совета может быть исключен из Совета по следующим основаниям:

- за нарушение настоящего Положения, стандартов, регламентов и правил экспертной, экспертно-оценочной деятельности;

- за нарушение правил деловой и профессиональной этики;

- за совершение действий, нанесших ущерб деятельности Совета, либо противоречащих его целям и задачам.

Добровольное прекращение членства из Совета не препятствует повторному вступлению в него.



План мероприятий Федерального проекта «Народный контроль» в ВО ВПП «Единая Россия» в ВО на 2016 год


№ пп

Мероприятие

Ответственный

Срок

Примечание

1

Организация штабов проекта «Народный контроль»в муниципальных образованиях Воронежской области

Гончаров Ю.Ф.

Дегтярев Н.М.



2

Организация опорных групп проекта «Народный контроль» в ВУЗах

Дегтярев Н.М.



3

Организация работы совместной рабочей группы (проект «Народный контроль», союз «ТПП ВО», Воронежская областная Дума ВО, Общественная палата ВО) по доработке Программы «Качественные пищевые продукты – основа здоровья и продолжительности жизни населения» для последующего представления в Правительство Воронежской области для рассмотрения и реализации

Гапоненко Н.И.

Дегтярев Н.М.

Смикалов А.Б.

Январь -март


4

Мониторинг ассортимента пищевой продукции на потребительском рынке г. Воронежа

Тульников А.В.

Руководители опорных групп проекта «Народный контроль»



5

Мониторинг ассортимента пищевой продукции на потребительском рынке в районах Воронежской области

Дегтярев Н.М.

Руководители районных штабов проекта «Народный контроль»



6

Проведение сравнительных потребительских смотров качества пищевых продуктов ( 7 – 9 смотров)

Шкаринова Т.В.

Антипова Л.В.

Дерканосова Н.М.

Батищев А.А.


По дополнительному плану

7

Проведение потребительских конференций для населения

Шкаринова Т.В.

Антипова Л.В.

Дерканосова Н.М.


По дополнительному плану

8

Проведение «круглых столов» по темам:

- «О качестве пищевых продуктов закупаемых для бюджетных учреждений»;

- «Состояние качества пищевых продуктов на региональном потребительском рынке»;

- «О потенциальных возможностях производства органических (экологически чистых) пищевого сырья и готовой пищевой продукции в Воронежской области

Дегтярев Н.М.

Шкаринова Т.В



По дополнительному плану

9

О продовольственной безопасности Воронежской области.

Областной сравнительный смотр качества «Хлеб и молоко – символ здоровья»

Предварительно проводится мониторинг ассортимента хлеба и молочных продуктов массового потребления на всей территории Воронежской области с участием волонтеров общественного движения «Качество нашей жизни, представителей общественных палат и штабов народного контроля

Дегтярев Н.М.

Шкаринова Т.В.

Дерканосова Н.М.

Козлов Н.Д.

17 марта

Экспоцентр ВГАУ

В рамках агропромышленной выставки «Агросезон-2016»

10

Проведение видеоконференций:

- семинар для народных контролеров муниципальных образованиях;

- подведение итогов за 1-е полугодие


Гончаров Ю.Ф.

Дегтярев Н.М.



февраль


июнь-июль


11

Рабочее заседание областного штаба/комиссии

Проекта «Народный контроль»

Дегтярев Н.М.

Тульников А.В.

Батищев А.А.

Ежеквартально (апрель, июнь, октябрь, декабрь)


12

Организация рейтингового голосования потребителей на сайте «качество-нашей—жизни.рф» в разделе «народный контроль» и по телефону «горячая линия» в ТПП


Дегтярев Н.М.

Шкаринова Т.В.

В течение года


13

Рабочее совещание проекта «Народный контроль» – о состоянии лабораторного контроля качества пищевых продуктов в Воронежской области


Шкаринова Т.В.

Долматов В.С.



14

Изучение опыты работы проекта «Народный контроль» в других регионах страны

Дегтярев Н.М.

Шкаринова Т.В.




Примечание.

В связи с тем, что Федеральный проект «Народный контроль» в Воронежской области не оформлен как юридическое лицо, деятельность проекта может проводиться на базе одного или нескольких действующих общественных объединений.

В настоящее время работа проекта «Народный контроль» проводится на базе Воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни», имеющего большой многолетний практический опыт по защите прав потребителей, объединяющего ведущих ученых, преподавателей и специалистов пищевых и других отраслей, всего более тысячи волонтеров, а также на базе союза «ТПП ВО» объединяющего многие предприятия и организации, и имеющего в своем составе орган добровольной сертификации СДС «Петровский стандарт» и аккредитованную испытательную лабораторию.


Новости проекта "НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ"


Областной смотр качества хлеба

1 декабря в рамках объявленного месячника качества прошел областной сравнительный смотр качества ржано-пшеничного хлеба массовых сортов. Место проведения смотра: г. Воронеж, ул. Мичурина, д. 1, ВГАУ им. императора Петра 1, аудитория 138.

Организаторы смотра: кафедра товароведения и экспертизы товаров и «Экспоцентр» ВГАУ им. Петра 1, Общественное движение «Качество нашей жизни».

Участниками смотра были представители следующих организаций: ВГАУ им. Петра 1, «Экспоцентр» ВГАУ, Общественная палата Воронежской области, комитет Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области, департамент предпринимательства и торговли ВО, департамент агропромышленной политики ВО, управление Роспотребнадзора ВО, Воронежский филиал ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», Воронежский филиал РЭУ им. Плеханова, Общественное движение «Качество нашей жизни», Общественное объединение «Центр защиты прав потребителей», представители хлебопекарных предприятий, СМИ.

Органолептическая оценка качества хлеба производилась закрытым способом по 50-ти бальной шкале: пропеченность мякиша - 10, промес - 10, пористость - 10, вкус– 10, запах – 10.

Всего на смотре было представлено 23 образца хлеба.

По итогам дегустации участник смотра отметили, что все образцы соответствовали требованиям нормативной документации.

По отдельным образцам есть замечания: неравномерная пористость, несвойственный данному виду хлеба (но нормальный) вкус и запах.

 

По результатам оценки места распределились следующим образом:

- 1 место хлеб «Дарницкий» подовый, изготовлен по  ГОСТ 26983-86, изготовитель АО «Хлебозавод №7», г. Воронеж;

 - 1 место хлеб «Дарницкий» ГОСТ 26983-86 подовый, изготовлен ООО «Калачеевский хлебозавод», Воронежская обл., г. Калач.

- 2 место хлеб «Дарницкий» формовой нарезанный в упаковке ГОСТ 26983, изготовитель АО «Тобус», г. Воронеж;

- 2 место хлеб ржано-пшеничный, изготовитель Пекарня ИП ГКФХ Сорокин М.Д. Воронежская обл., Терновский р-н, с. Поляна.

- 3 место хлеб «Воронежский», ГОСТ 31807-2012, изготовитель АО «Хлебзавод №2», г. Воронеж;

- 3 место Хлеб «Дарницкий» подовый ГОСТ 26983-86, изготовитель ИП Журавлева В.Т., Воронежская обл., г. Поворино.

 

Председатель экспертной комиссии  Дерканосова Н.М., д.т.н., профессор ВГАУ им Императора Петра 1.