Новости

Шокирующие результаты проверки: чем кормят в воронежских школах и больницах?

Шокирующие результаты проверки: чем кормят в воронежских школах и больницах?

19.09.2013 / 06:30:57 (эфир программы "Вести Воронеж" телеканал Россия 1 от 19 сентября 2013 г.; эфир программы "Утро России", телеканал Россия 1 от 20 сентября 2013 г.)

 

Молочные продукты без молока, колбаса без мяса. Это больше не преувеличение. 70% продуктов, которыми кормят в воронежских школах, детских садах и больницах – подделки. Это результат проверки общественных организаций. Кстати, ими уже заинтересовались в полиции и заключили договор с волонтерами о сотрудничестве. Кто делает бизнес на дешевых, но испорченных продуктах, и как фирмы без собственных производств выигрывают аукционы?

Что съедят на обед эти малыши – зависит от бдительности работников пищеблока. Здесь не только варят, пекут и тушат, но еще – рассматривают, нюхают и пробуют. Работники этого детского сада обоняние и вкус развили до совершенства. За последние полгода откровенный фальсификат здесь обнаруживали дважды. В обоих случаях – сливочное масло.

Наталья Макаренко, заведующая детским садом №33: "Все документы соответствовали. Но когда мы посмотрели свойства масла – оно было соответствующего цвета. Но нас смутили вкусовые качества, нам показалось, что это не масло".

Проверка показала – к сливочному маслу этот продукт не имеет никакого отношения: при изготовлении использовались растительные жиры.

А вот тот самый завод молочных продуктов, который якобы произвел якобы масло, попавшее в Воронежский детский сад. Деревня Горки, Спасский район, Рязанская область.

Здание закрыто, во дворе – ржавая техника. По словам местных жителей, производства здесь нет уже лет 5. Но продукты под рязанской маркой продолжают где-то производить, причем, явно не из свежего коровьего молока.

Вторая партия поддельного масла по документам приехала все в тот же детсад из Владимирской области. После проверки приехали и сами производители – защищать репутацию фирмы.

Константин Бобров, директор завода по производству молочных продуктов: "К нам поступил сигнал, что под нашей маркой выпускается масло, которое не соответствует госту в пачках по 200 грамм. Мы являемся производителями и фасовщиками масла, но мы делает порционную продукцию по 10,15,20 грамм".

Поставщикам фальсификата по закону может грозить даже уголовная ответственность, но только если их продукт вызовет отравление. Периодические проверки Роспотребнадзора или прокуратуры пока заканчиваются штрафами, но это не мешает поставщикам фальсификата получать госконтракты. К примеру, компания, которая снабжала некачественными продуктами интернат для инвалидов и престарелых – заплатила штраф 100 тысяч рублей. Мы попробовали выяснить, в каких еще торгах участвовала эта фирма.

Елена Весельева, специалист информационной системы "СПАРК-Интерфакс": "По идее компания должна была попасть в реестр недобросовестных поставщиков, и если эта компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков, в СПАРКе соответствующие пиктограммка, но данная компания не входит в реестр недобросовестных поставщиков. В 2013 году они заключили контрактов на 93.132.451 рублей".

Связаться с поставщиком нам не удалось – телефоны не отвечают, а сама фирма зарегистрирована в обычной квартире. И таких поставщиков еды в социальные учреждения – большинство, утверждают общественники. В списках тех, кто участвует в аукционах, производителей единицы. Чаще всего – перекупщики.

Николай Дегтярев, председатель комитета общественного движения "Качество нашей жизни": "Когда объявляют конкурс, побеждает тот, кто за минимальную сумму поставляет. По документам все благополучно, потому что как заявляют бизнесмены, документы сейчас можно какие угодно купить любой, подделать любой, и никому ничего за это не будет".

Как правило, сбивая цену на аукционе, поставщики вынуждены искать самые дешевые продукты. Вид и запах мяса, которое предлагали больным противотуберкулезного диспансера, убивает чувство голода на пару дней. Больница заказывала его по 180 рублей за килограмм, поставщик обязался привезти по 120. И привез, правда, кормить этим больных повара не решились.

Нина Шипулина, эксперт по сертификации мяса и мясопродуктов: "Мясо плохо обескровлено, мясо темного цвета, запах несвежего мяса. По микробиологическим показателям превышение бакобсемененности в несколько раз. Это простым языком большое количество микробов. Допустимая норма для такого мяса 1000, а там их было 70.000, в другом 80.000. По всей видимости , это неоднократная дефростация – неоднократное замораживание и размораживание".

В этом списке – результаты проверок за полгода. Больше половины – подделки, а некоторые продукты, к тому же, заражены кишечной палочкой. Возглавляет рейтинг все же сливочное масло. По данным Российского союза предприятий молочной отрасли, по уровню фальсификации оно занимает в стране второе место после алкоголя. Из-за подделок, утверждают врачи, к примеру, дети в детсадах получают так называемое хроническое отравление.

Залина Щербова, гастроэнтеролог: "Все растительные жиры обладают способностью к текучести, то есть, они увеличивают перистальтику кишечника, мы можем получить у ребенка вздутие, урчание, понос, а раз у ребенка начинаются такие явления, естественно, боли в животе и потом неприятие этого продукта. Естественно, это ведет к ослаблению организма, потом эти дети попадают в категорию "часто болеющие дети"".

Пока повара в детсадах и больницах могут рассчитывать только на зоркий глаз – и на сговорчивость поставщиков. По контракту, они обязаны заменить некачественный товар в течение нескольких часов, но делают это не все и не всегда. Без камеры заведующие рассказывают, что приходилось бегать за продуктами в ближайший магазин. Общественники регулярно составляют список подделок и рассылают его по учреждениям. Этот же список они готовы предоставить полиции, чтобы облегчить поиск подпольных производств. Правда, усилий придется потратить немало – по документам, к примеру, капусту в одно из учреждений Воронежа регулярно привозят из Великобритании.

http://www.vestivrn.ru/?idnews=19044&newscat=7&video

Наталья Зубкова, Алексей Баранов, Александра Попов, Евгений Шахов