Новости

О разработке проекта «Региональные, стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области»

Приглашаем принять участие в заочной конференции по вопросу разработки проекта «Региональные, стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области» и выразить свое мнение по данной теме.

Все полученные отзывы и предложения будут обобщены, а результаты будут доложены и обсуждены на заседании  круглого стола, ориентировочно в конце ноября – начале декабря текущего года, в котором могут принять все желающие.

Предложения по участию в заочной  конференции направлены в Воронежскую областную Думу, общественной палате ВО и общественным палатам муниципальных образований, региональному отделению ОНФ, заинтересованным региональным общественным организациям ВО, Союз ТПП ВО, уполномоченному по правам человека,  в заинтересованные департаменты и управления Воронежской области, в управления Роспотребнадзора, Россельхознадзора,  в муниципальные образования ВО, в отделения политических партий представленных в Воронежской областной Думе, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации от ВО.

Отзывы, предложения, замечания и желание принять участие в заседании круглого стола просим направить до  20.11.2018 г.  на e-mail: zenakachestva@yandex.ru. О дате и месте заседания круглого стола будет сообщено дополнительно.

Приложение:

- Пояснительная записка о необходимости разработки проекта «Региональные, стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области».

           

 

 С уважением,

член общественной палаты Воронежской области,

член штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,

председатель Совета Воронежского регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России», руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»

 

Н.М. Дегтярев

приложение

- ответ губернатора Воронежской области Гусева А.В. на наше письмо нажать для просмотра письма;

- пояснительная записка о необходимости разработки проекта «Региональные, стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области»;

 

Пояснительная записка о необходимости разработки проекта «Региональные, стандарты (нормативы) качества жизни для населения сельской местности Воронежской области»


«На селе работает и живёт почти каждый четвёртый гражданин нашей

 страны, поэтому, конечно, мы всегда будем делать так, чтобы жизнь

 на селе стала богаче, краше, интереснее, чтобы человек мог реализовать

 и свои планы, и свои намерения, свои лучшие качества и свои таланты

 на родной земле. Мы будем делать все для того, чтобы развивать

медицину, дороги, образование».

Из поздравления Путина В.В. с днем сельского хозяйства

2018 г.

 

Категорию качества жизни часто увязывают с такими  понятиями, как образ жизни, стиль жизни, уровень жизни человека. Несомненно, что уровень жизни (благосостояние) населения — сложное социально-экономическое понятие и этот показатель тесно связан с экономическим положением страны в целом. При этом, учитывается объем валового внутреннего продукта на душу населения, объем производства товаров первой необходимости, уровень инфляции, уровень безработицы, продолжительность жизни человека, прожиточный минимум и минимального размер оплаты труда, уровень образования, потребительская корзина и структура потребления продуктов питания состояние окружающей среды и т.д. Многие показатели уровня жизни населения рассчитываются условно и не всегда они отражают реальную картину качества жизни населения.

Ещё в 2014 году, на заседании Госсовета президент РФ В. Путин предложил разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий и призвал не бросать сельские поселения  «на произвол судьбы». В соответствии с этим, была утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 г. Для улучшения качества жизни предусмотрена необходимость разработки систем региональных стандартов предоставления услуг для сельского населения, в том числе образования, медицинского, ветеринарного, культурного, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания. Особо выделена необходимость создание безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечивающей им наряду с другими гражданами доступ к физическому окружению, транспорту, информации, связи и другим услугам, предоставляемым сельскому населению. Правительством ВО была разработана сначала на период до 2017 г., а затем доработана и утверждена региональная Программа развития сельского хозяйства на период до 2020 г. За последний период в отдельных районных центрах построены спортивные сооружения, строились новые дороги и ремонтировались старые, отремонтированы или построены несколько зданий медучреждений, осуществлялась газификация сел и т.д. В регионе  значительно увеличено производство зерна, свеклы, подсолнечника, сахара, растительного масла, молока, мяса и др. пищевых продуктов.

Однако, по мнению некоторых ученых и специалистов, областными и муниципальными структурами для реального улучшения качества жизни населения сделано настолько мало, что Воронежская деревня быстрыми темпами идет к деградации, а по мнению многих сельских жителей Воронежской области, они вообще брошены на произвол судьбы, на самовыживание. Некоторые села уже стали или становятся вымирающими. Тем не менее, правительственные структуры Воронежской области, на основании данных статистики, считает, что в нашем селе все в основном нормально. Наша статистика по методологии Международной организации труда (МОТ), включает в показатели занятости, по-видимому,  даже тех, кто просто выполняет домашние работы. Например, уровень безработицы в муниципальных районах Воронежской области колебался в 2017 г. от 0,1 % в Семилукском районе, до 2,4  % в Терновском районе. (письмо департамента здравоохранения ВО  от 20.04.2018 г. № 81-11/1196). А фактическая безработица в сельской местности региона превышает в несколько раз официальные показатели. Значительное количество работоспособных людей из сельской местности вынуждены искать работу в Воронеже, в Москве и других индустриальных центрах страны. Закрыты  многие ранее  работающие в нашей сельской местности филиалы банков, почтовые отделения, школы, медицинские пункты и даже ранее действующие больницы, закупочные, перерабатывающие предприятия Облпотребсоюза.

По официальному заявлению Правительства ВО, в регионе  целенаправленно осуществляется политика  ведения сельского хозяйства на «холдинговый уклад» с четким направлением производства зерна, сахарной свеклы и подсолнечника. Может это и правильно с точки региональной глобализации производства,  реализации готовой продукции, отчетности перед Президентом РФ, но как же быть с селом, с сельскими жителями. Такая политика ведет к истощению сельскохозяйственных земель, затрудняет развитие в регионе  малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе, а следовательно идет ухудшение качества жизни людей. Крупным международным, межрегиональным и региональным агрохолдингам, требуются только единицы работников. Даже часто эти компании привлекают из других регионов технику и специалистов для обработки земли и уборки урожая.

Из поддержки сельского хозяйства выделяемых государством средств в виде субсидий, дешевых кредитов и др. льгот, «львиная доля»  достается крупным компаниям. Так, выделенные в 2017 г. по Воронежской области 8 миллиардов рублей также в основном достались агрохолдингам и др. крупным компаниям. По официальному заявлению областных структур, распределение таких средств является коммерческой тайной, и поэтому эти данные скрываются не только от общественности, но и от тех, кто не сумел получил такие льготы. Чиновникам удобнее выделять государственную помощь крупным хозяйствам, у них есть специалисты для составления бизнес-планов, есть имущество для обеспечения залога, есть специалисты по логистике – сбыта продукции. В фермерских, а тем более в крестьянских хозяйствах, всего этого нет. Им нужна помощь не только в обеспечении залога, в оформлении документов на льготы, составлении регулярных отчетов, но и нужна помощь в приобретении скота, семян, удобрения,  минитехники, но даже в реализации полученной продукции. Это очень хлопотно и лучше полагаться на статистику, она выручит чиновников. Количество картофеля, овощей, фруктов статуправление учитывает не по фактически выращенными, а «виртуально», исходя из наличия площадей в крестьянских хозяйствах и погодных условий. Например, по официальным данным в 2016 г. по Воронежской области, производство картофеля составило почти полторы тысячи тонн, но из них, в  подсобных хозяйствах населения якобы собрано более 95 %, овощей 550 тыс. т. в том числе в хозяйствах населения 86 %. По-видимому, такая же ситуация и по другим показателям.  Например, по данным статистики, в хозяйствах населения области произведено за 2016 г. 30,6 % и крестьянско-фермерские хозяйствах 4,4 % из 828,5 тыс. тонн общего областного удоя молока, из 382 тыс. тонн  отчетного общего областного объема произведено мяса у населения 23,4 % и крестьянско-фермерские хозяйства 1.2 % , яиц куриных в хозяйства населения получено 36 % и фермерских хозяйств 0,5 %.  из 942,9 млн. штук общего областного объёма. Если такое огромное количество продукции получено подсобными хозяйствами, то куда же крестьяне реализовали это молоко, мясо, яйца?

Сейчас, в абсолютном большинстве в крестьянских хозяйствах на все село одна, две коровы. Редко где можно увидеть пасущихся крестьянских овец, коз, телят, резко сократилось поголовье домашней птицы. Фермерских хозяйств, содержащих десяток или более голов домашних животных - единицы по всей области.

У некоторых специалистов есть опасение, что с  полномасштабным введением в РФ в действие регистрации скота в системе электронной сертификации «Меркурий» и обязательном забое только в специализированных скотобойнях, сельское подворье в Воронежской области, если не вообще прекратит свое существование, то выращивание скота для реализации  прекратится точно.

Еще одной проблемой для села, которую не в силах преодолеть фермеры и крестьянские хозяйства и не дающая им развиваться, стала монополизация перекупщиками городских и районных рынков, которые раньше назывались «колхозными» и предназначались для реализации сельхозпродукции сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами. Рынки в г. Воронеже превратились в гипер- и супермаркеты по бесконтрольной продаже перекупщиками, часто низкокачественной, в том числе фальсифицированной пищевой  продукции промышленного производства. Правда, есть и «положительное»  решение. Для реализации сельскохозяйственной продукции из крестьянских подсобных хозяйств, дач и фермерских хозяйств, на центральном рынке г. Воронежа выделено незначительное количество мест в основном здании, да ещё на улице, у входа в монументальное здание, несколько мест, как «нищим на паперти церкви». На так называемом «птичьем рынке» в северном районе г. Воронежа, в летний сезон позволено местному населению, своим и иногородним фермерам торговать картошкой, овощами, бахчевыми культурами и т.п., на улице прямо в грязи, в пыли, под палящим солнцем или дождем. Сейчас там планируется реконструкции, после которой, по-видимому, и таких возможностей у крестьян, дачников  и фермеров, больше не будет, как и в уже построенных рынках-дворцах «Придача» и «Московский», «Центральный».

Однако, в нашем регионе все устроено так, что любой излишек крестьянам некуда реализовать.

 До настоящего времени,  Правительство Воронежской области не выполнены рекомендации Министерства сельского хозяйства РФ и не применен опыт других регионов по созданию  государственно-частных кооперативов по закупке и реализации сельхозпродукции (центры логистики). А без этого, не только крестьянские хозяйства, но и фермерские хозяйства, небольшие перерабатывающие предприятия не могут вписаться по объему поставляемой продукции, обязательных бонусов и скидок в требования  международные, федеральные и межрегиональные торговые сетей  занимающие в регионе львиную долю розничного товарооборота. В этих сетях только хлебобулочные и молочные продукты  в основном местного производства, а остальные продукты преимущественно из других регионов и из зарубежья. Для крестьянских и фермерских хозяйств, небольших перерабатывающих предприятия там места нет.

 

Исходя из сложившегося положения на селе по Воронежской области, требований Президента РФ Путина В.В. о необходимости улучшения качества жизни, следует, что нужен новый подход к решению проблемы качества жизни сельского населения.

Для этих целей предлагается следующее.


1.В первую очередь разработать региональные, муниципальные и поселковые стандарты (нормативы) качества жизни населения. Следует установить минимум показателей, например, качественная дорога с твердым покрытием и её современное обслуживание и ремонт, надежный общественный транспорт, доступные качественные услуги медицины, снабжением свежего хлеба, других необходимых продуктов питания и товаров первой необходимости, обеспеченность детскими садиками, общеобразовательными школами, объектами  культуры, спорта,  бытовое обслуживание – парикмахерская, прачечная, баня и т.д..  В каждом сельском доме должна быть нормальная питьевая вода, электричество, газ, связь. Ясно, что никто не будет требовать для небольшого сельского поселения строительства крупных очистных сооружения сточных вод, но  например, «септик» должен быть, для каждого дома, территории сел должны быть благоустроенными. Разумеется, что показатели качества жизнеобеспечения могут отличаться по поселениям, улицам, районам области и т.п. Эти стандарты необходимо разрабатывать для каждого поселения, улицы, каждого дома, двора с учетом действующей законодательной базы, существующих положений, нормативов. Они должны быть ощутимыми и понятными не только для чиновников, но главное, для населения. При этом необходимо учитывать, что в сельской  местности Воронежской области, основная часть население, преимущественно имеет низкую потребительскую и правовую грамотность, не знает, кто должен обеспечивать жизнедеятельность людей и до какой степени, по каким нормативам, какая ответственность у чиновников или есть ли у кого вообще такая обязанность.

Показатели этих стандартов должны быть сопоставимы не только с лучшими регионами РФ, но и лучшими западными странами.


2.Во-вторых,  должно быть четкое разделение ответственности за выполнение показателей качества жизнеобеспечения населения между федеральными, региональными и муниципальными структурами власти. Кроме этого, необходимо определена ответственность жителей за соблюдение требований в сфере противопожарной безопасности, санитарных и ветеринарных правил и т.п.

 

3.В-третьих, должен быть организован системный общественный контроль за исполнение стандартов, за состояние качества жизнеобеспечения населения. Это связано с тем, что федеральные структуры законодательно ограничены в возможностях проведения  контроля за состоянием окружающей среды и её факторов, в том числе за качество предоставляемых населению услуг,  качество пищевых продуктов и т.п.


4.Очень важно, что одними стандартами ограничиться нельзя. Нельзя обеспечить высокое качество жизни населения и даже при их внедрении и исполнения стандартов, без решения областными и муниципальными структурами реального развития  в крестьянских подсобных и фермерских хозяйствах  региона производства картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока, яиц и др. продуктов животноводства, организация их переработки на небольших предприятиях, организация из закупки, хранения и реализации через создание государственно-частных логистических центров. Нужна помощь и поддержка населению в поощрении новых идей по  развитию малых форм производств, традиционных и нетрадиционных народных промыслов.


Чиновники могут заявить, что нельзя сразу все выполнить, но стандарты показателей  качества жизни населения должны  быть планом к действию и надеждой живущих на селе людей.