Новости

Замечания к проекту концепции продовольственной безопасности Воронежской области (для просмотра нажать на заголовок)

«Всуе законы писати, когда их не исполняти»:

 из Указа 17 апреля 1722 г.императора Петра I 

 

 

Замечания к проекту концепции продовольственной безопасности Воронежской области

Если авторами проекта концепции ставилась задача показать положительные стороны по продовольственной безопасности региона, то эта задача  выполнена. В предложенном проекте Концепции продовольственной безопасности уделено большое внимание достижениям Воронежской области по производству сельскохозяйственной продукции, характеристики состояния производства пищевых продуктов населению, состоянию потребительского рынка региона. По приведенным данным, уровень самообеспечения  региона по основным местным продуктам питания значительно выше пороговых значений, потребление на душу населения или близко к рациональным нормам или значительно их превышает. Состояние сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности региона вообще не вызывает тревоги.  Этому способствуют большой объем инвестиций и значительная поддержка в виде налоговых льгот, предоставление государственных гарантий и субсидий. А по количеству торговых объектов, обеспечению населения торговыми площадями Воронежская область чуть ли не «впереди планеты всей».

Действительно, за последние годы население Воронежской области не испытывало трудностей с приобретением пищевых продуктов. Размещенные не только в областной центре, но и во многих районах области межрегиональные и зарубежные организации  розничной торговли,  предлагают нашему населению широкий ассортимент пищевых продуктов. По данным управления организации торгов в учреждения здравоохранения, образования и соцзащиты снабжение нормальное, поставку пищевых продуктов осуществляют 90 % местных поставщиков.

По ожидаемым результатам предлагаемого проекта Концепции остается только распределить награды между чиновниками.

Но если конечной целью Концепции является улучшение качества жизни населения Воронежской области, а на её основе разработать программу действий, то тогда следует рассмотреть основные проблемы, связанные со снабжением региона продуктами питания, выявить угрозы, риски и разработать планы им противодействия.

Само понятие «продовольственная безопасность» не должно отделяться от вопроса состояния качества пищевых продуктов на потребительском рынке, отчего напрямую влияет на состояние качества, здоровья и продолжительности жизни населения, а это, по-видимому, и должно стать основной целью разрабатываемой Концепции.

Специалисты считают, что одной главных угроз для населения Воронежской области, как и в целом по РФ, является неудовлетворительное качество пищевых продуктов. Выступая в Совете Федерации министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров сообщил, что в РФ «фальсификат по молоку оценивается в 20 %, по рыбе доходит до 50 процентов». Его заместитель Е. Евтухов,  отметил, что при лабораторных проверках в 2016 г., почти 70 % товаров в стране  «не отвечают обещанным требованиям». Напрашивается вывод, что если с полок торгующих организаций снять пищевую продукцию несоответствующую нормативным требованиям, то тогда???

Эти страшные цифры, тем более заявленные  официальными лицами, которые сами обязаны  были не допустить такое положение, подтверждают то, что потребительский рынок РФ «болен».  Он насыщен в значительных объемах низкокачественными и даже фальсифицированными пищевыми продуктами, что создает прямую угрозу безопасности здоровья и жизни населения, угрозу здоровью нации.

Данные общественного мониторинга подтверждают, что на Воронежском региональном потребительском рынке,  в значительных объемах также присутствуют пищевые продукты несоответствующих нормативным требованиям, в том числе в бюджетных учреждениях (данные см. на сайте качество-нашей--жизни.рф).

Проблема по качеству товаров услуг в РФ стала настолько острой, что президент РФ В.В. Путин вынужден издать указ № 31 от 23.01. 2015 г. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции».

В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р «Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года», отмечается, что «на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции».

Однако, по заявлению заместителей губернатора и председателя правительства (А.Ревков, Г. Макин и др.) и руководителей областных структур по качеству пищевых продуктов в Воронежской области все нормально, потому что надежный контроль за качеством пищевых продуктов осуществляет территориальное управление Роспотребнадзора. То, что это  явное заблуждение, подтверждает официальное заявление руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  А. Поповой - «санитарный врач может приостановить продажу продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений».

 

К угрозе по продовольственной безопасности Воронежской области можно отнести и возможное выбытие из региона, по каким либо причинам, бизнеса крупных сетевых компаний занимающих львиную долю товарооборота по пищевым продуктам.  Неизвестно, какие  могут быть приняты правительством Воронежской области меры по противодействию такой угрозы и как будет снабжаться население продовольствием, если это случится.

К слабой стороне можно отнести ликвидацию системы закупок продукции, преимущественно овощной, ранее в существовавшей системе Облпотребсоюза, отсутствие развития в регионе фермерских хозяйств, почти полное отсутствие в Воронежской области региональных организаций розничной торговли пищевыми продуктами.  В этом большую отрицательную роль сыграло бесконтрольное размещение в г. Воронеже и области федеральных, межрегиональных крупных сетей розничной торговли. С одной стороны, благодаря применению современных систем логистики, крупная розничная сеть предлагает населению разнообразный ассортимент относительно дешевых пищевых продуктов. С другой стороны, в результате требования от производителей пищевых продуктов значительных «бонусов», скидок, отсрочек оплаты за полученный и реализованный товар и необходимости регулярной поставки только крупных партий на оптовые базы этих сетей, большинство местных, особенно мелких, перерабатывающие предприятия не смогли «вписаться» в современную логистику этих сетей, прекратили свое существование или стали влачить жалкое существование.

Любой может убедиться, что только по отдельным видам, таким, как молоко и хлеб, местная продукция занимает ведущие места. Торговые сети в Воронежской области  до 80 – 90 % заполнены пищевыми продуктами производства других регионов страны, а также дальнего и ближнего зарубежья. Региональные или муниципальные структуры на эти сети никакого влияния не имеют и могут им только заявлять - «давайте жить дружно». При этом, по-видимому, региональным чиновникам безразлично то, что огромные налоги от прибыли этих организаций возможно не доходят до «финансового кармана» нашей области.

К сильной стороне можно отнести месторасположение Воронежской  области, наличие плодородной почвы, большая возможность государственной поддержки организаций занимающихся растениеводством и животноводством, наличие в регионе высших учебных заведений имеющих возможность готовить специалистов для сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности, общественного питания и розничной торговли.

Однако, эти сильные стороны нашего региона обесцениваются многими факторами. Например, отсутствие контроля за состоянием плодородия чернозема и его деградацией, что можно проследить по публикациям в СМИ. О каком дуальном обучении для специалистов перерабатывающей промышленности, может идти речь если нарушена  ранее существовавшая  система производственной  и преддипломной практики для студентов.  В регионе испытываются большие трудности по укомплектованию рабочими специальностями перерабатывающих предприятий, розничной сети и т.д.

К угрозе или слабой стороне по продовольственной безопасности можно отнести состояние Воронежского села. По мнению сельских жителей Воронежской области, они вообще брошены на произвол судьбы, на самовыживание. Многие поселения в нашем регионе уже стали или становятся вымирающими. Фактическая безработица в сельской местности региона превышает в несколько раз официальные показатели. Значительное количество работоспособных людей из сельской местности вынуждены искать работу в Воронеже, Москве и других индустриальных центрах страны. Сейчас, в абсолютном большинстве в крестьянских хозяйствах на все село одна, две коровы. Редко где можно увидеть пасущихся крестьянских овец, коз, телят, резко сократилось поголовье домашней птицы. Фермерских хозяйств, содержащих десяток или более голов домашних животных - единицы по всей области. Крестьянские и фермерские хозяйства лишены возможности реализации своей продукции.

К угрозе или слабой стороне состояния продовольственной безопасности, снабжению населения продовольственными товарами нужно отнести неисполнение (или формальное исполнение) в регионе не только федеральных, но и региональных законов по вопросам продовольственной безопасности и качеству пищевых продуктов.

Можно привести несколько примеров.

В Воронежской области, как, по-видимому по всей стране, формально отнеслись к исполнению Указа Президента РФ от 10.04.2015 г.  № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». Издали аналогичный Указ губернатора, провели три заседания комиссии, составили план и отчитались об успешном его выполнении. А состояние качества пищевой продукции в розничной сети и в бюджетных учреждениях нисколько не изменилось. Такое же положение и по ФЗ от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

 По-видимому, для проформы был издан аналогичный закон Воронежской области. Правительственными структурами региона за 7 лет не приняты никакие меры по «строительству логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами» (ст. 17, п 2.1.). Также не выполнен п. 2.2. ст. 167 этого закона «о поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности».

 

 Много надежд возлагалось на принятый ещё в 2007 г закон № 38- 03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Воронежской области». Однако ответственные лица областных структур, при безразличном отношении депутатов областной Думы, сделали все, чтобы ни один пункт этого закона до настоящего времени не был выполнен. И никто за это не наказан, не освобожден от занимаемой должности.

Даже утвержденная Правительством области от 13.09.2011 № 801 программа «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, на 2012 – 2017 годы», «благодаря» чиновникам областных структур, оказалась проваленной. Постановлением Правительства Воронежской области от 11.03.2013 г «О прекращении реализации долгосрочной целевой программы «Повышение качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой на территории Воронежской области, на 2012-2017 годы» реализация этой Программы «успешно» прекращена.

 

По тексту проекта Концепции.

В 1.1 Основные понятия.

В абзаце о продовольственной независимости нет понятия о пищевых продуктах регионального производства для розничной торговли и для бюджетных учреждений.

В 1,3 Цели и задачи в абзаце «Стратегической целью … Гарантией достижения снова нет понятия о возможности реализации местной продукции

Далее указывается «наличие необходимых резервов и запасов», но далее в нигде не даётся что это за резервы и запасы. Где и кем они должны создаваться.

В основных задачах

в п 1) вновь указывается о формировании стратегических запасов пищевых продуктов.

Нет в тексте проекте задачи реализации населению пищевых продуктов гарантированного качества.

Нет принципа организации создания региональных, межрайонных и т.п.  центров  логистики,   создание широкой сети местных торговых организаций по реализации пищевых продуктов.

По п 10) «обеспечение комплексного подхода .. на обеспечение качества   …

далее в тексте проекта концепции не поясняются что это за меры.

В 2.1. непонятно, какое имеет значение на продовольственную безопасность обеспеченность торговыми площадями без учета по реализации пищевых продуктов. Далее вновь не учитывается торговля продуктами местного производства в темпах роста, в потреблении на душу населения. Как это все будет учитываться, в том числе в общественном питании. Ничего не сказано о питании в учреждениях соцзащиты, здравоохранения, образования.

В 2.2. показатели производства необходимо учитывать не только в гигантских агрохолдингах, продукция которых реализуется неизвестно где, но ив крестьянских, фермерских  хозяйствах, кооперативах

В 2.3.  снова не учитываются доля объемов для реализации организациями местной торговли, для бюджетных учреждений

В 2.4. Бюджетная поддержка только крупных агрохолдингов?

В 3.1. Какой смысл в том, что региональные показатели самообеспечения превышают пороговые значения, если в розничной сети региона только молочные и хлебные продукты составляют до 70 – 80 %, а по остальным продуктам местных «днем с огнем» трудно найти.  А для питания в  учреждениях образования, соцзащиты и здравоохранения ситуация ещё хуже.

В таблице потребления основных продуктов питания сомнительные цифры по Воронежской области. Откуда такие цифры?

Например, в Воронежской области  овощи выращиваются 90 % крестьянами для личных нужд.

По таблице основных показателей потребительского рынка.

Из этой таблицы непонятно, сколько региональных предприятий и организаций, а также ИП, магазинов, павильонов  осуществляют торговлю продуктами питания в г. Воронеже и области.

На стр. 18 приводится цифра объема продажи продовольственных товаров населению в сумме 210,4 млрд рублей. Значит наше население вкладывает в развитие других регионов страны и зарубежных стран не менее 70 % указанной суммы. Если бы эти средства были направлены на развитие местного производства, на развитие региональных торговых организаций, то может бы мы не были так зависимы от производства других регионов страны, федеральных и зарубежных торговых сетей. Может тогда бы и продукция для нашего населения была бы дешевле и качественней, занятость населения была бы значительно выше.

Стр. 19. О рынках.

Рынки в г. Воронеже рынки превратились в гипер- и супермаркеты по бесконтрольной продаже перекупщиками низкокачественной, в том числе фальсифицированной продукции промышленного производства из других регионов. Правда, есть и «положительное решение». Для реализации сельскохозяйственной продукции из крестьянских подсобных хозяйств, дач и фермерских хозяйств на центральном рынке г. Воронежа выделено на улице, у входа в монументальное здание со стороны ул. Ф. Энгельса, несколько мест, как «нищим на паперти церкви». Да ещё на «птичьем рынке» в северном районе г. Воронежа в летний сезон позволено местному населению, своим и иногородним фермерам торговать картошкой, овощами, бахчевыми культурами и т.п., на улице прямо в грязи, в пыли, под палящим солнцем или дождем. Сейчас там ведется реконструкции, после которой, по-видимому, и таких возможностей у крестьян больше не будет, как и в уже построенных рынках-дворцах «Придача» и «Московский», «Центральный».

В концепции следовало бы привести данные по тем компаниям, которые  решают  проблемы продовольственной безопасности региона и получивших льготы, гарантии, субсидирование из бюджета  и т.п.

Нет данных по развитию производства пищевых продуктов в крестьянских и фермерских хозяйствах региона.

 

Ситуация в Воронежской области по продовольственной безопасности и качеству пищевых продуктов не измениться, пока не будет изменен принцип работы Правительства ВО, региональных и муниципальных структур, пока не будет возложена ответственность за качество жизнеобеспечения населения на конкретно ответственных лиц, пока не будет введено наказание чиновников не за формальное невыполнение законов, а за неудовлетворительное качество услуг и товаров, в том числе  качество пищевых продуктов и особенно для граждан, находящихся под защитой государства в различных интернатах, пансионатах, больницах, образовательных учреждениях и т.п.

 

Дегтярев Н.М.,

 член общественной палаты Воронежской области,

член регионального штаба Общероссийского общественного движения

«Народный Фронт «За Россию»,

председатель Совета регионального отделения

Общероссийского движения «Объединение потребителей России»,

руководитель Совета  Федерального проекта «Народный контроль»

в Воронежской области ПП «Единая Россия»,

руководитель общественного движения в защиту прав потребителей

«Качество нашей жизни»