Новости

О не исполнении действующего законодательства, безнаказанности и безответственности

Тезисы выступления Дегтярева Н.М. на встрече

секретаря Общественной палаты РФ Фадеева В.А.

с активом Общественной палаты Воронежской области

20 декабря 2017 г.


Одной из главных причин неудовлетворительно качества жизнеобеспечения населения в РФ -  не исполнение действующего законодательства, безнаказанность и безответственность.

 

  Качество жизни в нашей стране можно с уверенностью оценить как удовлетворительное, особенно если сравнивать со странами Средней Азии, Молдовой, Украиной и т.п. Но сравнение никак не подходит с развитыми странами Запада и даже Белоруссии. Слишком много в нашей стране нерешенных проблем. Мы считаем, что эти проблемы в нашей стране во многом из-за несоблюдения действующего законодательства, отсутствия в Правительстве РФ министерств, ведомств, и конкретно лиц ответственных за решение вопросов качества жизни нашего населения. Это наглядно видно, когда Президент РФ В.В. Путин вводит «ручное» управление страной при общении с населением на «прямой линии». Большинство вопросов, которые пришлось решать президенту на этих встречах,  могли бы и не возникнуть, если бы Правительство РФ, различные ведомства, региональные структуры были бы на «своих местах».

Общественная Палата РФ, региональные общественные палаты не смогут и не имеют права решать все вопросы жизнеобеспечения населения, но полномочия по контролю за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления имеются. В связи с этим, предлагается воспользоваться этими полномочиями и провести анализ исполнения действующего законодательства, например, сначала по вопросам продовольственной безопасности, качеству пищевых продуктов в розничной сети и в бюджетных учреждениях и тогда можно делать какой-то вывод.

Для понятия сути вопроса, можно остановиться на следующих высказываниях. Выступая в Совете Федерации министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров сообщил, что в РФ «фальсификат по молоку оценивается в 20 %, по рыбе доходит до 50 процентов». Его заместитель Е. Евтухов,  отметил, что при лабораторных проверках в 2016 г., почти 70 % товаров в стране  «не отвечают обещанным требованиям».

 Эти страшные цифры, тем более заявленные  официальными лицами, которые сами обязаны  были не допустить такое положение, подтверждают то, что потребительский рынок РФ «болен».  Он насыщен в значительных объемах низкокачественными и даже фальсифицированными пищевыми продуктами, что создает прямую угрозу безопасности здоровья и жизни населения, угрозу здоровью нации.

Как исполняются действующие законы и законодательные акты по этим вопросам можно рассмотреть на примере Воронежской области.

За последние годы регион стал занимать ведущие места в стране по многим показателям, в  т.ч. по развитию сельскохозяйственного производства. Однако, состояние продовольственной безопасности и качество пищевых продуктов на региональном потребительском рынке, многие специалисты считают критическим. Такое положение в первую очередь стало из-за несоблюдения в регионе не только федеральных, но и  региональных законов по этим вопросам, а так же отсутствие областных и муниципальных структур и конкретно ответственных чиновников за их исполнением.

Остановимся на главном законе страны - Конституция РФ

Статья 17. «В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина …Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии».

Понятие окружающей среды дано в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -  к социальным факторам среды обитания относятся  питание, водоснабжение и т.п.

Право мы имеем на гарантированное снабжение качественными пищевыми продуктами. Но даже наш губернатор не знает, кто в регионе должен  отвечать за то, что бы реализуемая населению пищевая продукция соответствовала нормативным требованиям, том числе  кто-то же должен отвечать за достоверную, своевременную и полную информацию населению по этим вопросам.

Анализ существующих положений  по региональным структурам Воронежской области показывает, что такая ответственность ни на кого не возложена. В  ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 2, п. 2 четко обозначено, что «Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе и качественной пищей) является обязательством РФ». Соответственно такая обязанность лежит и на региональных структурах. Но это только на бумаге.

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

 В этом законе,  в ст. 3, четко указывается, что «не могут находиться в обороте пищевые продукты... не соответствующие требованиям нормативных документов …. Такие продукты  … признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются».

Закон есть, почему же некачественные и опасные  пищевые продукты в значительных объемах обнаруживаются в региональной розничной сети, среди продуктов закупаемых для бюджетных учреждения.

Возникает вопрос – кто должен контролировать исполнение этого закона? 

Роспотребнадзор?

Ранее занимавшиеся контролем качества товаров и услуг различные инспекции - торговая, хлебная, ГСМ, санэпидстанция ликвидированы. Созданная вместо служба с красивым названием «Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» не наделена функциями контроля качества услуг и товаров. Руководитель этой службы  А Ю. Попова заявила, что «главный санитарный врач может приостановить продажу продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет». (Газета АИФ № 07, 2017 г.) Представители как Федеральной, так и территориальной этой службы считают ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» декларативным и поэтому на него «ноль внимания».

Кроме этого, по новому положению, потребитель не имеет права обращаться в Роспотребнадзор с жалобой на нарушение прав потребителей, сначала необходимо письменно обратиться к руководителю организации с заявлением, где были эти нарушения. И только если в течение месяца не будет ответа, тогда можно обращаться в Роспотребнадзор. Но это еще не факт, что территориальное управление Роспотребнадзора будет сразу заниматься жалобой. Нужно еще на это получить письменное разрешение прокуратуры и то, если будет доказано, что нарушения могут быть опасными для жизни человека.

Прокуратура? Воронежская прокуратура все обращения потребителя по нарушению прав потребителей, направляет в территориальное управление Роспотребнадзора без какого либо дальнейшего контроля за этим обращением. Такое у них положение. Больше того, не так давно, прокуратура Воронежской области, по ходатайству управления Роспотребнадзора по ВО, запретило руководителям бюджетных учреждений, под угрозой наказания, обращаться к общественным объединениям за помощью в безвозмездном  лабораторном исследовании качества поступающих по контрактам пищевых продуктов.

Полиция? Полиция вообще не вмешивается, если, например, в детском садике или в интернате для инвалидов, обнаружено всего несколько килограмм опасной пищевой продукции. Ей подавай нарушений на миллионы.

Региональные структуры?

 В Воронежской области не только формально относятся к исполнению Федеральных законов, но не исполняются даже собственные, региональные  законы. Например, много надежд возлагалось на принятый ещё в 2007 г закон № 38- 03 «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Воронежской области». Однако ответственные лица областных структур, при безразличном отношении депутатов областной Думы, сделали все, чтобы ни один пункт этого закона до настоящего времени не был выполнен. И никто за это не наказан, не освобожден от занимаемой должности.

Даже утвержденная Правительством области от 13.09.2011 № 801 программа «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, на 2012 – 2017 годы», «благодаря» чиновникам областных структур, оказалась проваленной. Постановлением Правительства Воронежской области от 11.03.2013 г «О прекращении реализации долгосрочной целевой программы «Повышение качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой на территории Воронежской области, на 2012-2017 годы» реализация этой Программы «успешно» прекращена.

Сложившееся в регионе положение по продовольственной безопасности, по-видимому, устраивает не только управление Роспотребнадзора по ВО, но и департамент экономического развития Воронежской области, управление Госзаказа и организации торгов по Воронежской области,  департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка, департамент по аграрной политике, ВО, администрацию городского округа город Воронеж и др. федеральные, региональные и муниципальные структуры.

Например, в последние годы Департамент по предпринимательству и торговле неоднократно менял названия, систематически менялись руководители, но никакая ответственность по обсуждаемому выше вопросу на эту организацию не возложена. Отсюда и результаты.

Для управления Госзаказа и организации торгов ВО главное – организовать проведение торгов. Все выступления и сообщения представителей этой службы сводятся к тому, что 90 % поставщиков являются местными организациями. Их не касается, что эти местные организации поставляют в бюджетные учреждения пищевую продукцию преимущественно из других регионов по самой низкой цене, и при этом, в значительном объеме несоответствующей нормативно-техническим требованиям. И их винить никак нельзя, так же, как и другие управления и департаменты – они выполняют свои функции строго по утвержденным положениям.

ФЗ от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

 По-видимому, для проформы был издан аналогичный закон Воронежской области. Правительственными структурами региона за 7 лет не приняты никакие меры по «строительству логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами» (ст. 17, п 2.1.). Также не выполнен п. 2.2. ст. 167 этого закона «о поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности».

 

Указ Президента РФ № 31 от 23.01. 2015 г. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции».

Проблема по качеству товаров услуг в РФ стала настолько острой, что президент РФ В.В. Путин вынужден издать указ № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». Однако, к этому указу Правительство РФ, а также правительство Воронежской области, как, по-видимому, и в большинстве регионов страны, отнеслись формально. По Воронежской области был издан указ губернатора, проведено несколько совещаний, составлен план работ и есть великолепный отчет. Только потребителям, в том числе бюджетным учреждениям,  от выполнения этого плана улучшения качества жизни не стало.

В соответствии с указом Президента РФ, Правительством РФ  28 августа 2017 г. утверждена   «Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года». В стратегии особо уделяется внимание одной из актуальных проблем потребительского рынка РФ - изготовление и реализация фальсифицированной пищевой продукции.

Судя по исполнению ранее изданных законно и законодательных актов, этот важный документ, как в Воронежской области, так и целом по РФ, по-видимому  постигнет также участь, а потребитель должен сам заботится о себе.

СМИ.

Влияние «четвертой власти» в нашем регионе нулевое. Практически ни одно региональное СМИ не осталось равнодушным к сложившейся чрезвычайной ситуации по обсуждаемому вопросу. Эта тема не сходит со страниц газет, телевидения, радио, интернет каналов. Но для региональных и муниципальных органов власти, прокуратуры, милиции, федеральных структур это – пустой звук.

Даже на показ на телеканале Россия 1 шокирующего сюжета о поставке в бюджетное учреждение Воронежа фальсифицированной продукции из несуществующего в природе предприятия, никто из региональных структур не запросил документального подтверждения, не провел расследования, не принял соответствующих мер.

 

На приведенном примере исполнения действующих законов по качеству пищевых продуктов на потребительском рынке, о перспективах улучшения качестве жизни населения РФ можно сделать следующий вывод.

Ситуация в стране не измениться, пока не будет изменен принцип работы чиновников Правительства РФ, региональных и муниципальных структур, пока не будет возложена ответственность за качество жизнеобеспечения населения на конкретно ответственных лиц, пока не будет введено наказание чиновников не за формальное невыполнение законов, а за неудовлетворительное качество услуг и товаров, в том числе  качество пищевых продуктов и особенно для граждан находящихся под защитой государства в различных интернатах, пансионатах, больницах, образовательных учреждениях и т.п.

 

член общественной палаты Воронежской области,

член регионального штаба Общероссийского общественного движения

«Народный Фронт «За Россию»,

председатель Совета регионального отделения

Общероссийского движения «Объединение потребителей России»,

руководитель Совета  Федерального проекта «Народный контроль»

в Воронежской области ПП «Единая Россия»,

руководитель общественного движения в защиту прав потребителей

«Качество нашей жизни»

 

                                                                                                        Дегтярев Н.М.