Новости

«В целях защиты жизни и здоровья…»


С

Заслон этому негодному валу в первую очередь должны поставить чиновники федеральных ведомств, у которых есть все возможности для этого. Таможенный союз, например, руководствуется техническим регламентом «О безопасности молока и молочной продукции», который «разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности…».
Казалось бы, намерения благородные, но какие жесткие санкции ждут тех, кто «вводит в заблуждение»? Фактически никаких. Нынешние законодательные документы являются лишь декларациями о намерениях бороться с недобросовестными производителями пищевых продуктов, и в первую очередь мясных и молочных.
Если в прежние времена при облисполкомах существовали торговые инспекции, которые не только контролировали работу торговли, но не выпускали из внимания производителей продукции. Контроль за ними был постоянный и достаточно суровый: виновники наказывались по полной программе.
Санэпидстанции постоянно проводили лабораторный анализ продукции. Сегодня в стране фактически нет ни одного государственного органа, который бы жестко и оперативно отслеживал выпуск продовольственных товаров. В лучшем случае качество исследуют ведомственные лаборатории, которых ограниченное количество (в Воронеже всего две) и у которых нет ни методик, ни техусловий для работы. У Роспотребнадзора, который пришёл на смену Санэпидцентру, отобрали все реальные возможности для наказания виновных, и фактически он выполняет сегодня функции консультанта общественных организаций.
Почему государство пошло на это? Потому что в Правительстве возобладало мнение, что контролирующие организации «ставили палки в колёса предпринимателей», и те не могли «встать на ноги». Чиновники решили, что шитьё пиджаков и изготовление мебели ничем не отличается от производства колбасы, сосисок, масла, творога и сметаны. Конечно, пищевая промышленность может выпускать фальсификат и негодные продукты питания, которые могут привести к отравлениям. Если массовое отравление произойдёт и его источник будет доказан, то виновные могут быть наказаны, хотя за решётку они в любом случае не попадут: отделаются испугом и штрафом.

Вот и в этот раз из 16 исследованных продуктов питания 15 (!) оказались либо нестандартные, либо фальсифицированные.

Как уверял когда-то незабвенный поборник рыночных отношений Егор Гайдар, «рынок сам себя образует и устаканит». Как рынок «устаканил», нам хорошо известно. Гайдара нынче нет, и потому сегодняшие чиновники строго выполняют заповедь Председателя Правительства Дмитрия Медведева: «Не надо кошмарить бизнес».

Вот и не кошмарят: в течение трёх лет проверяющим запрещено появляться на производстве, чтобы не волновать предпринимателей, даже если покупатели недовольны их работой. Если же случилось отравление, то общественная организация может обратиться в прокуратуру, которая даст (или не даст!) разрешение на проверку. После этого контролёры обязаны уведомить предпринимателя, что собираются к нему «в гости».
Хорошо, что многие общественники не опускают руки и всё же стараются добиться результата. Воронежское движение «Качество нашей жизни», активно работающее одиннадцать лет, регулярно проводит смотры продовольственных товаров. Эксперты движения, сотрудники и учёные-пищевики, работники госучреждений и представители потребителей продукции дают органолептические оценки качества, а после, совмещая эти оценки с проведёнными лабораторными исследованиями, следует заключение о пригодности продуктов для питания. Настойчивость активистов движения достойна похвалы.
Два года они бились, например, за то, чтобы в судебном порядке закрыть два молокозавода в Воронежской области, выпускавших некачественную продукцию. С помощью правоохранительных органов разыскали заводы-фантомы, действовавшие под чужими именами во Владимирской и Смоленской областях. Отслеживают, какого качества продукция поставляется в Воронеж из других регионов, добились, чтобы Саратовский завод детского питания перестал выпускать нестандартную продукцию. Сколько сил тратится, но если положительного результата удалось добиться – это радует руководителя общественного движения Николая Дегтярёва.
Успокаиваться однако рано. Дегтярёв с досадой показывает появившийся на свет технический регламент по молочной продукции. Согласно ему, например, «масляная паста» будет выпускаться на «эмульсионной жировой основе» из «побочных продуктов переработки молока путём использования стабилизаторов с добавлением или без добавления немолочных компонентов…». Подобные абракадабры содержатся во многих нынешних законодательных документах, и поэтому на лицевой стороне пачки животного масла может быть написано «выпускается согласно такому-то Госту», а на обороте значится «выпускается согласно ТУ».
Технические условия – полная самодеятельность производителя, который может изобразить на упаковке бурёнку, написать «Альпийская коровка 20%», а по окружности микроскопическим (нечитающимся) шрифтом, а иногда и на национальном языке напечатать текст, из которого так и не поймешь, что внутри пластиковой баночки – масло, маргарин, сметана, творог, сыр или другой «молокосодержащий» продукт? Никто, кроме изготовителя, не знает…

Несколько дней назад движение «Качество нашей жизни» провело пробу молочных продуктов. На вкус экспертов были представлены по четыре образца «сырков творожных глазированных», «масла растительно-сливочного», «творожного» и «сметанного» продуктов. Все они были закуплены в магазинах Воронежа и представляли собой «примеры творчества» подмосковных, чувашских, саратовских, белгородских, брянских, адыгейских предпринимателей. К сожалению, руководителей магазинов качество продукции не волнует: для них главное прибыль. Вот и в этот раз из 16 исследованных продуктов питания 15 (!) оказались либо нестандартные, либо фальсифицированные.

Из Брянска, например, на воронежские прилавки поступил «продукт творожный «Домашний» с заменителем молочного жира». Согласно документам, его доля должна была составлять 9 процентов, фактически составляла 35, то есть более трети продукта составляли растительные включения. 
Последовательным рекордсменом по изготовлению нестандартной продукции можно считать «Саратовский комбинат детского питания». Никакие санкции и штрафы ему не страшны. Вот и в этот раз в детском творожке для больных ребятишек доля жира должна была составлять не более 5 процентов, но волжские «кулинары» довели её до 36. Им всё равно, как подействует такая масса жира на детский организм.
Чувашские умельцы 40 процентов растительных ингредиентов заложили в творожный продукт «Снеда», хотя по рецептуре в нём должно содержаться не более 12 процентов жира. Спросить бы у них: имеет ли право такой фальсификат называться молочным продуктом?

Артём ДАРЬИН

Источник: газета «Коммуна» | №82 (26726) | Вторник, 17 октября 2017 года