Новости

Проект резолюции по научно-практической конференции о молокосодержащих продуктах

О конференции

На состоявшейся 5 октября 2017 г. в Воронежском филиале ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», аудитория №106, (г. Воронеж, ул. К. Маркса, 67) научно-практической конференции впервые в стране обсуждался вопрос о качестве молокосодержащих продуктов на потребительском рынке.

Предварительно проведенный мониторинг показал наличие значительного ассортимента молокосодержащих продуктов в розничной сети г. Воронежа  – сыры твердые, мягкие, рассольные, плавленые, спрэды и масла молочно-растительные, творожные и сметанные продукты, сметаносодержащие продукты, сырки глазированные.  По данным статистики производство и реализация молокосодержащих продуктов за последние годы резко увеличилось.

Эти продукты находятся в минимальном ценовом диапазоне и поэтому они приобретаются населением преимущественно социально уязвимых групп. Только пенсионеров в нашем регионе насчитывается 743 тысячи человек, а это почти 1/3 всего населения. Поэтому от качества и пищевой ценности молокосодержащих продуктов в немалой степени зависит качество и продолжительность жизни.

Несомненно, что продукты, в которых животный жир (молочный), частично или полностью заменен качественным растительным, для огромного числа людей стремящихся вести здоровый образ жизни, сохранять свое здоровье, это отличные диетические продукты питания.

Данные контролирующих организаций, отсутствие существенных жалоб потребителей, профессиональная оценка органолептических показателей образцов молокосодержащих продуктов,  позволяет сделать вывод, что в розничной сети г. Воронежа больших претензий к их качеству не имеется.

Однако, участники конференции отметили, что в производстве и реализации молокосодержащих пищевых продуктов имеются существенные проблемы. Особенно отмечалось, что потребители вообще имеют недостаточное представление о пищевой ценности,  потребительских свойствах таких продуктов.

Отмечено также, что некоторые недобросовестные изготовители пользуясь пробелами  в законодательстве, недостатками, недоработками существующей нормативно-технической документацией,  недостаточным контролем  со стороны федеральных организаций, низкой потребительской и правовой грамотностью потребителей, заполняют потребительский рынок низкокачественными, в том числе и молокосодержащими продуктами. Такому положению способствует не только недостаточный контроль за качеством реализуемой продукции, но и недостаточная техническая оснащенность имеющихся в регионе лабораторных центров и  отсутствие у этих центров методик по исследованию физико-химических показателей  молокосодержащих продуктов вырабатываемых по стандартам предприятий.

В результате этого, значительный объем производимых недобросовестными предприятиями молокосодержащих продуктов становится не диетическим или лечебно-профилактическими продуктами питания, а опасными для здоровья человека при их употреблении. При этом предприятиями используется недобросовестная конкуренция. Например, на этикетках творожного продукта «Вкусный день», производства ООО «Комбинат детского питания», г. Саратов, Сокурский тракт, указано содержание массовой доли жира 5 %, фактическое она составила 36 %, творожный продукт «домашний рассыпчатый» «СНЕДА» м.д.ж. 12%, изготовитель ООО «Молочное дело-Ивня», г Москва, указано содержание массовой доли жира 12%, фактически она составила более 40%, продукт творожный «Домашний», изготовитель ООО «Балтком Юни», г. Москва указано содержание массовой доли жира 9%, фактически она составила 35%.

В аккредитованной Белгородской межобластной ветлаборатории не удалось определить в сырках глазированных (не надо путать с сырками творожными глазированными) даже общее содержание жира возможно из-за «различных факторов, в том числе высокого содержания растительного жира» в смеси с неизвестными ингредиентами. В 15 образцах сданных на исследование молокосодержащих продуктах (масло растительно-сливочное, сметанный продукт, творожный продукт, сырки глазированные) которые, как указано на этикетках вырабатывались не по ГОСТу, а по техническим условиям предприятий, определение наличия молочного жира не производились из-за невозможности получения этих технических условий в розничной сети потому, что их там нет. Получить эти ТУ от предприятий изготовителей практически не представляется возможным потому, что это их коммерческая тайна.

Судить, до какого состояния контроля за качеством пищевых продуктов в нашей стране мы дошли, можно по последним высказываниям бывшего главного санитарного врача России, а ныне депутата Государственной Думы РФ Г. Онищенко:  «не знать, что завозится и что находится в обороте — это преступление».

Проблема стала настолько острой, что В.В. Путин вынужден издать указ № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». В соответствии с этим указом распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В этой стратегии указывается, что одной из актуальных проблем потребительского рынка является изготовление (реализация) контрафактной и фальсифицированной продукции. Там же отмечено, что особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей.

Обсудив сложившееся положение на региональном потребительском рынке по качеству молокосодержащих продуктов, в целях защиты прав потребителей, обеспечения населения молокосодержащими продуктами соответствующими требованиям нормативно-технической документации, прекращения недобросовестной конкуренции, участники конференции предлагают следующее.

1. Специалистам-участникам общественного движения «Качество нашей жизни» разработать пособие для потребителей пособие о потребительских свойствах, пищевой и питательной ценности молокосодержащих продуктов, о простых способах определения их качества, и разместить его на сайте «качество-нашей--жизни.рф». Изыскать возможность издания этого пособия в виде брошюры для бесплатного распространения среди социально незащищенных групп населения г. Воронежа.

2. Довести до сведения федеральных, региональных и муниципальных структур, общественных организаций о проблемах контроля качества пищевых, в том числе молокосодержащих продуктов, не решении которых приводит не только к недобросовестной конкуренции, нарушает права потребителей, но может привести к непоправимому ухудшению огромного количества населения социально уязвимых групп.

3. Довести до сведения УФАС о сложившейся недобросовестной конкуренции среди производителей молокосодержащих продуктов поставляющих на Воронежский потребительский рынок.

4. Просить Воронежскую областную Думу рассмотреть возможность выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в законодательство РФ по решению вопросов производства пищевых продуктов, в частности молокосодержащий, с целью недопущения производства и реализации продукции не соответствующей нормативным требованиям.