Новости

Проект "Университет потребителя"

Проект общественного движения «Качество нашей жизни» для защиты потребителей.

В настоящее время потребительский рынок РФ насыщен  в значительных объемах низкокачественными и даже фальсифицированными пищевыми продуктами, что создает прямую угрозу безопасности здоровья и жизни населения. Выступая в Совете Федерации министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров сообщил, что в  РФ «фальсификат по молоку оценивается в 20 %, по рыбе доходит до 50 процентов». Его заместитель Е. Евтухов отметил (6 марта 2017 г.), что «как показали проверки 2016 года, почти 70% товаров при лабораторных испытаниях либо не отвечают обещанным на этикетках ТУ и ГОСТам, либо этикетки сообщают ложную информацию». По его словам, фальсификация по продуктам в зависимости от категории составляет от 10% до четверти. Например, по рыбе 25%. Как показали выборочные проверки, среди макаронных изделий доля некачественных или поддельных продуктов достигает 32%, по маслу и маргарину – 37%, по овощам и консервам – до 40%. По сообщению Счетной палаты РФ, со ссылкой на данные лабораторных исследований Россельхознадзора, каждый четвертый молочный продукт на российских прилавках является некачественным.

Судить, до какого состояния контроля за качеством пищевых продуктов в нашей стране мы дошли, можно по последним высказываниям бывшего главного санитарного врача России, а ныне депутата Государственной Думы РФ Г. Онищенко:  «не знать, что завозится и что находится в обороте — это преступление».

Такое положение в стране по качеству пищевых продуктов стало из-за ликвидации ряда государственных инспекций и санэпиднадзора, а созданный вместо  них Роспотребнадзор лишен права заниматься контролем качества товаров и услуг, в том числе пищевых продуктов. Руководитель Роспотребнадзора   А. Попова официально заявила, что «санитарный врач может приостановить продажу продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений».

Проблемы наличия на потребительском рынке огромного количества нестандартных товаров, в том числе пищевых продуктов, для страны стала настолько острой, что президент РФ В.В. Путин вынужден издать указ от 23.01.2015 № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», в котором значительная роль отводится общественности. Указом президента предписывается приглашать представителей общественных объединений для участия в региональных комиссиях, создаваемых по решении выше указанных проблем, запрашивать и получать от общественных объединений необходимые материалы.

Ситуация по качеству пищевых продуктов в Воронежской области такая же  как и по всей стране.  По данным департамента предпринимательства и торговли Воронежской области при  проведении в 2016 году независимой экспертизы  из 128  отобранных образцов в 10 предприятий торговли г. Воронежа, 7 из 29 образцов (24,14 %) производства предприятий Воронежской области и 35 из 99 образцов (35,35%)  производства других регионов страны оказались не соответствующими требованиям нормативной документации.

Проведенный за последние два года общественным движением «Качество нашей жизни», мониторинг показал, что из более 100 закупленных в розничной сети г. Воронежа образцов социально значимой пищевой продукции, 50 % оказались нестандартными. Среди них – хлеб, молочные продукты, колбасные изделия, рыбные консервы. Именно эти продукты и являются основой питания пенсионеров и других социально уязвимых групп.

По состоянию на 1.01. 2017 г. в г. Воронеже числится 476 тысяч пенсионеров, в том числе инвалидов, что составляет более 45 % от общего числа жителей. Средний размер пенсии в г. Воронеже 13 800 рубля, Минимальную пенсию  8 390  рублей получают более 25 % жителей областного центра. Граждане пожилого возраста, люди с ограниченными физическими возможностями, как правило, обладают недостаточным потребительским опытом при приобретении продуктов питания, не знают аспекты защиты интересов потребителей, о предупреждении заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, опасности фальсификации, применения запрещенных пищевых добавок и т.п.

Учитывая то, что государственные органы власти отстранились от контроля качества пищевых продуктов на потребительском рынке, а на потребительском рынке все больше и больше появляется недобросовестных производителей и торгующих организаций,  решение выше обозначенной проблемы в значительной мере возможно  через реализацию проектов и программ информирования потребителей, повышения потребительской и правовой грамотности, особенно социально уязвимых групп населения.

В связи с этим и предлагается проект, идея которого является  создание «Университета потребителя» на базе регионального общественного движения «Качество нашей жизни».

Проект будет выполняться в  союзе с НКО региона и при поддержке общественной палаты Воронежской области, уполномоченного по правам человека в Воронежской области, Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области», управления Роспотребнадзора по Воронежской области, управления Россельхознадзора по Воронежской области, управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже, департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, управления ветеринарии Воронежской области, ВУЗов г. Воронежа.

Основной целью проекта является защита потребительских прав всех слоев населения г. Воронежа при акцентировании внимания на социально уязвимые группы – пенсионеров и  людей с ограниченными физическими возможностями, посредством их обучения правовым и потребительским знаниям, основам потребительских свойств пищевых продуктов массового потребления, предоставлением достоверной информацией о состоянии этих продуктов на потребительском рынке г. Воронежа, в том числе по данным контрольных закупок образцов таких продуктов с их исследованием в аккредитованных лабораториях и профессиональной органолептической оценки  качества.

Такое внимание пищевым продуктам массового спроса,  проектом уделяется потому, что они являются основой питания социально уязвимых групп населения. Только при обоснованном выборе продуктов при их приобретении, исключения из употребления несоответствующих нормативам, а тем более опасных для здоровья людей фальсифицированных продуктов, потребитель может защитить себя  и своих близких от возможных отрицательных последствий для здоровья при их употреблении.

Кроме этого, к целям проекта относится побуждение населения на проявление активности и инициативы в изучении потребительских свойств пищевых продуктов массового потребления и простых способов оценки их качества, для применения полученных знаний при взаимоотношениях с предприятиями розничной торговли. Предлагаемый проект защитит граждан от приобретения фальсифицированных и некачественных товаров, поможет им сохранить денежные средства и здоровье, а также поможет выявить  недобросовестных изготовителей и продавцов, добиться исключения опасных для здоровья людей продуктов из ассортимента розничной торговой сети г. Воронежа.

В соответствии с поставленными в проекте целями будут выполняться следующие задачи:

- организация системы получения объективной информации о качестве пищевых продуктов массового спроса в розничной торговой сети г. Воронежа по результатам лабораторных исследований и профессиональной органолептической оценке;

- организация профессиональной органолептической оценки качества продуктов массового потребления экспертами с участием представителей потребителей и СМИ;

- организация обучения потребителей правовым и потребительским знаниям, основам потребительских свойств пищевых продуктов массового потребления, простым правилами их органолептической оценки;

- организация системного информационного обеспечения населения г. Воронежа, акцентировано для социально уязвимых групп, достоверной информацией о состоянии этих продуктов на потребительском рынке г. Воронежа, в том числе по данным контрольных закупок образцов таких продуктов с их исследованием в аккредитованных лабораториях и  профессиональной органолептической оценки;

- организация оказания бесплатных юридических консультаций потребителей по вопросам взаимоотношения с предприятиями розничной торговли;

- формирование предложений для региональных и федеральных органов власти предложений по совершенствованию законодательства  направленного на предупреждение производства и реализации нестандартной пищевой продукции;

- организация участия в мероприятиях проекта региональных СМИ для  освещения ими выполняемых проектом мероприятий.

Для объективной оценки состояния качества пищевых продуктов на потребительском рынке применяется ориентированный подход. Мониторинг осуществляется в 10 торговых организациях г. Воронежа, занимающих более 80 % оборота розничного товарооборота. Контрольные закупки производятся направлено по социально важным продуктам массового спроса, по которым больше всего имеется нареканий, как со стороны контролирующих организаций, так и самих потребителей, это хлеб, колбасные изделия, молочные продукты, рыбные консервы.

В проведении мониторинга ассортимента в розничной сети, в закупке образцов, передаче их для лабораторных исследований и органолептической оценки, помощь в подготовке и проведении смотров и практических занятий основную роль выполняют предварительно обученные волонтёры. В проекте примут участие не менее 250 волонтеров студентов последних курсов профильных кафедр Воронежских ВУЗов («Коммерции и товароведения» Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, «Товароведения и экспертизы товаров» ВГАУ им. Петра 1,  «Технология продуктов животного происхождения» ВГУИТ). Полученный волонтерами опыт и знания будут использованы ими в последующих подобных проектах и в дальнейшем в их профессиональной деятельности.

Спикерами на семинарах и практических занятия будут волонтеры -ученые, преподаватели ВУЗов, высококвалифицированные специалисты пищевых отраслей.

Выполнение проекта условно разделяется на 4 этапа.

Первый этап. Мониторинг ассортимента и закупка продуктов массового потребления – хлеб, колбасные изделия, молочные продукты, мясные и рыбные консервы производится волонтерами в 10 торговых организациях г. Воронежа занимающих более 80 % оборота розничного товарооборота (магазины «МАГНИТ», «АШАН», «ОКЕЙ», «Пятерочка», «Перекресток», «ЕВРОПА», «ЛЕНТА», «BILLA», «Центрторг», «Мир Вкуса»).

Второй этап. Проведение 10 сравнительных потребительских смотров (профессиональная органолептическая оценка) качества пищевых продуктов. Помещения для проведения мероприятий проекта предоставляются на безвозмездной основой АНО Ресурсный центр поддержки некоммерческих организации Воронежской области «Воронежский дом НКО» и  ВУЗами.

В качестве экспертов выступают специалисты Роспотребнадзора, Россельхознадзора, департаментов здравоохранения, аграрной политики, предпринимательства и торговли, ветеринарного управления, Союза ТПП ВО,  ученые и преподаватели РЭУ им. Г.В. Плеханова, ВГАУ им. Петра 1, ВГУИТ. Для участия в смотрах приглашаются представители торговых организаций, предприятий изготовителей, чья продукция будет представлена на смотрах, общественных объединений, активные представители потребителей, а также журналисты региональных СМИ.  Всего в каждом смотре принимают участие не менее 30 человек, в том числе до 10 потребителей из числа клубов по интересам и НКО.

Смотры проводятся в закрытом варианте. Под руководством опытных специалистов студенты (волонтеры) готовят образцы для оценки, кодируют их и предоставляют участникам смотров под номерами.

После окончания смотра подводятся итоги и объявляются победители и образцы, получившие наименьшее количество балов и озвучиваются результаты предварительно проведенных лабораторных испытаний продукции.

Изготовителям продукции, которая получила наименьшие оценки направляются рекомендации по улучшению качества выпускаемой продукции. Изготовителям, продукция которых оценена как нестандартная по результатам лабораторных исследований и профессиональной органолептической оценки направляются письма-претензии.

Результаты смотров сразу размещаются на сайтах нашего движения и Торгово-промышленной палаты, материалы о смотрах публикуются в региональных печатных изданиях и местных интернет-изданиях.

В третий, основной этап проекта, проводятся 10 обучающих конференций - мастер-классов для потребителей. В каждом таком мероприятии принимают  участие от 25 до 60 потребителей представляющих различные клубы по интересам, участники общественных объединений, члены общественной палаты, студенты. Волонтерами-учеными, преподавателями и высококвалифицированными специалистами пищевых отраслей,  доводятся до участников конференций знания по основам производства влияющих на качество и потребительские свойства пищевых продуктов массового потребления,  проводится практическое обучение простым методам оценки качества пищевой продукции. Присутствующим предоставляется возможность, на основе предварительно полученных знаний, оценивать продукты по всем правилам закрытой органолептической оценки, а затем сравнивать свои оценки с результатами проведенных ранее смотров. Не умеющим пользоваться компьютером раздаются пособия для потребителей в виде буклетов по этим вопросам. Любой потребитель может самостоятельно ознакомиться с этими материалами на сайте «качество-нашей--жизни.рф».

Как показала многолетняя практика проведения таких мероприятий общественным движением «Качество нашей жизни», после такого обучения, потребители в большинстве своем могут делать правильный и обоснованный выбор качественных пищевых продуктов при их покупке в розничной сети. Таким образом, потребители «своим рублем» могут оказывать влияние на недобросовестных продавцов и производителей.

Четвертый, заключительный этап проекта – итоговая конференция в формате «круглый стол». Цель этого этапа  – подведение итогов проекта, анализ результатов, выработка рекомендаций и предложений.

 Для участия в этом мероприятии приглашаются ученые, преподаватели, специалисты пищевых отраслей, представители территориальных управлений федеральных служб, Торгово-промышленной палаты, Общественной палаты, аппарата уполномоченного по правам человека в ВО, областных и муниципальных структур, общественных объединений по защите прав потребителей, активные потребители, СМИ.

Для участников конференции организуется выставка образцов получивших на сравнительных потребительских смотрах качества пищевой продукции наибольшие и наименьшие баллы. На этом заседании от имени правительства области, Торгово-промышленной палаты, Общественной палаты и организаторов,  предприятиям, а также их работникам, чьи образцы продукции получили наибольшее количество баллов на сравнительных смотрах и получившим признательность от потребителей обучающих конференций и мастер-классов вручаются дипломы, почетные грамоты благодарственные письма.