Новости

Пресс-релиз доклада «О состоянии продовольственной безопасности Воронежской области, о причинах и предложениях по выходу из этой ситуации»

Об общественном докладе «О состоянии продовольственной безопасности Воронежской области, о причинах и предложениях по выходу из этой ситуации»

 

Цель доклада: ещё раз обратить внимание федеральных, областных и муниципальных структур, общественной палаты, областной Думы, других организаций и общественных объединений на имеющиеся проблемы регионального потребительского рынка.

В докладе, наряду с положительными изменениями  в регионе, отмечено, что сложившееся в Воронежской области состояние жизнеобеспечения, качества товаров и услуг на  потребительском рынке, вызывает тревогу и озабоченность.

Положение с продовольственной безопасностью в регионе отмечается как чрезвычайное. Только по отдельным видам продуктов, таким, как молоко и хлеб, в розничной сети  местная продукция занимает  ведущие места. Региональный потребительский рынок по большинству ассортимента до 80 – 90 % заполнен продуктами производства других регионов страны, а также дальнего и ближнего зарубежья. В розничной сети Воронежской области почти невозможно найти местных овощей, фруктов, мяса, сахара, растительного масла, муки, макаронных изделий, куриных яиц и т.п.

Преимущество в регионе федеральных и межрегиональных крупных торговых сетей привело не только к почти полной ликвидации местной розничной сети, в том числе потребительской кооперации, но и не даёт возможности развиваться крестьянским и фермерским хозяйствам, мелким предприятиям по производству сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции.

Кроме этого, качество  пищевых продуктов в розничной сети Воронежской области вызывает тревогу и озабоченность. Как показывают данные общественного мониторинга и, многочисленные жалобы населения, публикации в СМИ,  розничная сеть  в значительной мере наполнена низкокачественными и даже фальсифицированными пищевыми продуктами, в том числе лечебно-профилактического, диетического и детского назначения, что создает прямую угрозу безопасности здоровья и жизни населения региона. Для примера - в 2015 году из 118 исследованных образцов молочной продукции 60 образцов (51%) оказались фальсифицированными. Абсолютное большинство сырья и готовой пищевой продукции в Воронежской области поступает как в розничную сеть, так и в бюджетные учреждения без лабораторного, в том числе радиационного контроля, без определения наличия ГМО, остаточного количества антибиотиков, пестицидов, гербицидов, лекарственных средств и других опасных веществ и соединений.

Судить, до какого состояния контроля над качеством пищевых продуктов в нашей стране мы дошли, можно по последним высказываниям бывшего главного санитарного врача России, а ныне помощника Председателя Правительства РФ Г. Онищенко:  «При той зависимости от импорта по основным видам продовольствия, которая есть у нашей страны сегодня, не знать, что завозится и что находится в обороте — это преступление. В стране, которая значительно отстала в области биотехнологий, если сравнивать с 80-ми годами, не знать, что ввозится — играть с огнем».

Особенно общественность беспокоит состояние качества пищевых продуктов, поставляемых в бюджетные учреждения области. Для самой беззащитной части населения, находящейся в интернатах, пансионатах для больных и престарелых, больницах, детских домах, школах и т.п., при закупке пищевых продуктов главным является их дешевизна, а не качество и полноценность, их сбалансированность в соответствии с физиологическим статусом потребителей. Поставка фальсифицированной пищевой продукции в бюджетные организации Воронежской области за последнее время приняла массовый характер. Несмотря на обязательные требования проводить экспертизу поступающих пищевых продуктов, бюджетным учреждениям финансовые средства на лабораторные исследования не выделяются.

Существующая система обеспечения продуктами питания бюджетных учреждений региона способствует вложению многомиллионных бюджетных средств воронежских  налогоплательщиков на развитие производства других регионов страны и зарубежных стран, в то время, когда абсолютное большинство необходимой продукции, как для розничной торговли, так и для бюджетных учреждений, может изготавливаться непосредственно в регионе.

В докладе указывается, что бездействия региональных и муниципальных чиновников по вопросам продовольственной безопасности, приносит миллиардные убытки региональному сельскохозяйственному производству и перерабатывающей промышленности, всей экономике Воронежской области, создает на местном рынке нездоровую конкуренцию,  представляет прямую угрозу экономике региона и здоровью людей, при этом нарушаются права человека и основные положения Конституции РФ.

В докладе выделены основные причины создавшегося положения.

Во-первых, государство устранилось от контроля качества пищевых продуктов. Если и до выхода в свет ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не было должного контроля, то теперь федеральным службам даже удобнее стало - можно ссылаться на закон и не стоит особо утруждаться, да и ответственности за качество предоставляемых населению услуг и товаров, в том числе пищевых продуктов, никакой

Во-вторых, в докладе выделено основные региональные причины, в том числе главные из них:

- отсутствие в правительстве Воронежской области и в муниципальных образованиях структур и конкретно ответственных лиц за продовольственную безопасность;

- неисполнение чиновниками федерального и регионального законодательства, что  является сокрытием преступления. Например, ответственные лица областных структур, при безразличном отношении депутатов областной Думы, сделали все, чтобы ни один пункт закона № 38- 03 от 2007 г «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Воронежской области». до настоящего времени не был выполнен;

- отсутствие реакции чиновников на критические выступления СМИ. Практически ни одно региональное СМИ не осталось равнодушным к сложившейся чрезвычайной ситуации по обсуждаемому вопросу. Но для региональных и муниципальных органов власти, прокуратуры, милиции, федеральных  структур, это – пустой звук;

- низкая потребительская и правовая грамотность населения. особенно в сельской местности. Потребители инертны в защите своих интересов, и не требуют к себе уважительного отношения.

Для решения сложившихся проблем, в целях создания надежной системы обеспечения населения Воронежской области пищевыми продуктами гарантированного качества, в докладе  изложены конкретные предложения.  Например, предлагается создание в Правительстве области структуры ответственной за продовольственное обеспечение населения региона пищевыми продуктами, организации единой службы заказчика,  создание инспекции по контролю за качеством закупаемой пищевой продукцией для бюджетных учреждений. За счет организации коммерческих оптово-распределительных центров можно решить вопрос снабжения бюджетных учреждений высококачественными пищевыми продуктами преимущественно местного производства.

Полный текст доклада доступен для скачивания в разделе сайта общественного движения  "НАШИ ИЗДАНИЯ".

             

Руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»,

член Всероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,

член Общественной палаты Воронежской области,

 руководитель комитета  Федерального проекта «Народный контроль»

в Воронежской области

Н.М. Дегтярев