Новости

Обращение общественного движения "КАЧЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ" к Уполномоченному по правам человека в РФ

Уполномоченному по правам человека в РФ

Москальковой Т.Н.


Уважаемая Татьяна Николаевна!

Прокуратура Воронежской области, по ходатайству руководства управления Роспотребнадзора по Воронежской области, запретила руководителям бюджетных учреждений привлекать общественные организации для содействия в проведении на безвозмездной основе экспертизы пищевых продуктов. В своем письме прокурору области от 30.06.2015 г. за № 07/10426-15-09 «О деятельности Общественного движения», руководитель управления Роспотребнадзора по ВО Механтьев И.И. с возмущением отмечает, что общественным движением «Качество нашей жизни» проводятся мероприятия в бюджетных учреждениях (школах, больницах, детских садах). В обращении он пишет: «Представители общественного движения действуют с грубым нарушением закона и превышением полномочий. Неоправданно расширяя поле своей деятельности, такой «общественный надзор» не только дискредитирует конструктивное начало во всем общественном движении, но и нередко нагнетает негативное настроение по поводу продукции, реализуемой на потребительском рынке, при одновременном формировании в обществе атмосферы неприятия любого рода проверок со стороны уполномоченных на то органов власти».

Прокуратура «внимательно разобралась», нарушений требований законодательства сферы защиты прав потребителей как со стороны движения, так и бюджетных учреждений не нашла, но выдала руководителям бюджетных учреждений «предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей» и запретила привлечение общественных организаций к проверкам качества поставляемой пищевой продукции, поскольку, по мнению прокуратуры, это способствует прямой подмене полномочий контрольно-надзорного органа.

Например, заведующая МБДОУ «Детский сад № 85» Китаева В.И. предупреждена прокуратурой (предупреждение №2-3-2015 от 19.08.2015 г.), что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, она будет «привлечена к установленной действующим законодательством ответственности». По мнению прокуратуры, неправомерные действия заведующей детским садиком состоят в том, что она в соответствии с рекомендациями управления образования города Воронежа от 19.02.2013 г. № 702-00 по привлечению общественной организации для проведения экспертиз качества реализуемой детям пищевой продукции, попросила в феврале 2015 г. общественное движение «Качество нашей жизни» проверить качество поставленного в это учреждение творога сомнительного качества. Самостоятельно провести такую экспертизу детский садик не имел возможности из-за отсутствия на это финансовых средств.

Переданный волонтерам общественного движения представителем детского садика образец творога был исследован в аккредитованной лаборатории и сомнения работников детского садика подтвердились. Творог, предназначенный для питания детей, оказался фальсифицированным. Молочный жир в нем заменен жиром неизвестного происхождения, а для придания натуральности по вкусу, запаху, консистенции и внешнему виду, изготовителем по-видимому добавлены в него неизвестные вещества, вполне возможно опасные для здоровья человека – консерванты, красители, улучшители вкуса и запаха, стабилизаторы консистенции и т.п.

Даже один случай поставки детям, больным старикам, инвалидам и т.п. должен квалифицироваться как чрезвычайное происшествие, а в Воронежской области поставка опасной фальсифицированной пищевой продукции в бюджетные организации за последнее время приняла массовый характер, в том числе от несуществующих предприятий – «фантомов». А таких поставок опасной пищевой продукции общественным движением выявлено (по просьбе руководителей бюджетных учреждений) за 2013 – 2015 более 90 случаев. Однако, руководителя управления Роспотребнадзора по ВО Механтьева И.И., не очень беспокоит фактическое состояние качества поставляемой пищевой продукции в бюджетные учреждения области, а волнует то, что показатели общественного мониторинга значительно отличаются от данных «уполномоченного на то органа власти».

Вместо того, чтобы разобраться в причинах снабжения опасными продуктами, для здоровья людей, находящихся под опекой государства в интернатах и пансионатах престарелых и инвалидов, в больницах, детских образовательных учреждениях, и принять необходимые меры, исключающие такие случаи, прокуратура активно принялась искать факты нарушения прав потребителей со стороны общественной организации.

Оказалось, что для прокуратуры стало главным принятие мер по повышению имиджа управления Роспотребнадзора по ВО, как представителя федеральных органов власти, которые, по мнению прокуратуры, «управомочены проводить контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе проверки соответствия реализуемой продукции установленным законами и техническими требованиями к качеству».

Роспотребнадзор осуществлять такие действия «управомочен», но почему-то население региона все больше и больше сталкивается с нарушением прав потребителей.

Выполняя просьбу руководителя управления Роспотребнадзора по ВО Механтьева И.И., затребовав массу документов и объяснительных от работников всех бюджетных учреждений, кому движением была оказана безвозмездная помощь в проведении экспертизы, прокуратура не установила фактов грубого нарушения законов и превышения полномочий представителями общественного движения, как указывает в обращении г-н Механтьев И.И., не выявила ни одного случая вмешательства общественного движения «Качество нашей жизни» в деятельность указанных учреждений, проверки их работы, но приняла меры прокурорского реагирования в виде выдачи предостережения о недопустимости нарушения в сфере защиты прав потребителей. В результате «внимательного рассмотрения», прокуратура сделала необоснованный вывод о том, что оказание движением «Качество нашей жизни» помощи в проведении на безвозмездной основе экспертизы качества пищевой продукции, поставляемой в муниципальные учреждения, выходит за рамки полномочий, предоставляемых общественной организации Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Во-первых, прокуратурой не принят во внимание тот факт, что муниципальные дошкольные образовательные учреждения получают с родителей (родители являются законными представителями воспитанников) плату за присмотр и уход за детьми, в том числе и за питание детей. Соответственно, права родителей регулируются Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Таким образом, общественные организации потребителей вправе проводить проверки качества пищевой продукции, которая поступает для питания детей.

Во-вторых, несмотря на такие законодательные возможности, общественным движением «Качество нашей жизни» проверки не проводятся, а волонтеры движения, на основании заявлений руководителей бюджетных учреждений, просто принимают по актам образцы продукции от их представителей и передают на исследования в аккредитованные лаборатории. При этом, бюджетные учреждения не несут никаких затрат на исследование продукции.

Результаты исследований, в виде официальных протоколов, сразу же передаются тем бюджетным учреждениям, которые передали образцы продукции, сообщаются управлениям, департаментам и размещаются на сайте движения. Подготовка образцов продукции, их транспортировка и передача на исследования производится строго в соответствии с действующими правилами и замечаний и претензий к движению со стороны поставщиков продукции, производителей и Роспотребнадзора не было. В движении имеется большое количество волонтеров со специальным образованием и большим опытом работы по различным отраслям пищевой промышленности и общественному питанию. За оказанную помощь в проведении экспертизы руководители бюджетных учреждений, управлений и департаментов неоднократно выражали движению благодарность.

В-третьих, в соответствии с контрактом, заказчики обязаны проводить экспертизу поставляемых пищевых продуктов, но осуществить этот процесс самостоятельно не могут, так как ни одному бюджетному учреждению по Воронежской области средства для этих целей не выделяются. Не выделение средств бюджетным учреждениям подтверждают руководитель управления образования города Воронеж Кулакова Л.А.(письмо от 11.02.2016 № 5082698) и зам председателя Правительства Воронежской области Логвинов В.И. (письмо от 27.04.2016 № 07-11/137).

При существующей в регионе системе госзакупок, руководители бюджетных учреждений стали заложниками сложившейся ситуации. Ответственность за жизнь и здоровье их воспитанников на них возложена, но без выделения им средств для оплаты экспертиз сырья и готовой продукции, без права выбора производителя продукции, без права возможности замены поступающей продукции сомнительного качества, без создания какого-либо резерва сырья и готовой продукции и т.д.

Необходимо отметить, что ни в одном федеральном и региональном законодательном акте нет запрещения бюджетным организациям получать помощь в проведении экспертизы от каких-либо физических лиц, других организаций, в том числе и от общественных объединений.

Поставщики (а это в основном перекупщики) не несут ответственность за качество поставляемой в бюджетные учреждения продукции. В самом худшем случае они могут попасть в список недобросовестных поставщиков, а это для них ничего не значит, т.к. у них имеются запасные фирмы и они продолжают делать свое «черное» дело.

Чтобы пригласить представителя Роспотребнадзора отобрать для исследования продукцию сомнительного качества, необходимо доказать угрозу жизни и здоровья пациентов или воспитанников.

По нашему мнению, основанием для обращения руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в прокуратуру послужило предъявление к территориальному управлению Роспотребнадзора общественным движением «Качество нашей жизни» законных и обоснованных требований в связи с имеющимися многочисленными факторами нарушений в регионе прав потребителей, особенно в отношении качества реализуемых населению пищевых продуктов. Такие требования к управлению Роспотребнадзора по ВО движением «Качество нашей жизни» были предъявлены даже два раза в судебном порядке. Однако, несмотря на эти требования, управление Роспотребнадзора по ВО занималось только отписками и не принимало необходимых и достаточных мер по прекращению нарушения прав потребителей.

Общественное движение «Качество нашей жизни» никогда не ставило задачу повлиять на имидж территориального управления Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека и его руководителя, уважаемого Механтьева И.И.

Участники движения «Качество нашей жизни», а это многочисленная «армия» волонтеров, в лице ученых, преподавателей и студентов воронежских ВУЗов, специалистов различных отраслей с большим опытом работы, совместно с другими общественными объединениями, при взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными органами власти полны решимости защищать всеми законными способами права населения, в том числе людей, находящихся под опекой государства. Учитывая сложное экономическое положение страны и региона, Советом движения «Качество нашей жизни», при поддержке Воронежской областной Думы, Общественной палаты Воронежской области, Союза «Торгово-промышленной палаты Воронежской области», принято решение о создании фонда, за счет региональных промышленных и финансовых организаций, для оказания помощи руководителям бюджетных учреждений в проведении экспертизы закупаемых за бюджетные средства пищевых продуктов,

Однако все это может оказаться ненужным, так как при обсуждении этого вопроса на комиссии в общественной палате Воронежской области и у уполномоченного по правам человека по Воронежской области, в ответе прокуратуры на повторное письмо движения, представители прокуратуры и управления Роспотребнадзора по ВО, вновь настаивали на том, что общественные организации не вправе оказывать помощь бюджетным учреждениям. По их мнению, контроль качества пищевых продуктов в бюджетных учреждениях уполномочен осуществлять только Роспотребнадзор.

В тоже время, представители Роспотребнадзора подтвердили факт о невозможности проведения ими исследований пищевых продуктов по заявлениям бюджетных учреждений без подтверждения угрозы жизни людей, а плановые проверки могут быть только один раз в три года (на четвертый год после последней проверки).

Оказывается, что для Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главным является не выявление и устранение многочисленных нарушений прав потребителей во всех сферах жизни, улучшение качества жизни населения, а выполнение ведомственных плановых показателей. Возмутительным является и тот факт, что не только представители территориального управления, но федерального этого ведомства считают, что ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» указывающий на то, что нестандартные пищевые продукты, а тем более фальсифицированные подлежащих уничтожению, утилизации является декларативным. При поддержке этой службы совершается преступление перед человеком.

Таким образом, круг замкнулся: бюджетным учреждения на экспертизу средства не выделяются, принимать помощь по безвозмездной экспертизе запрещено, территориальное управление Роспотребнадзора по объективным и субъективным причинам обеспечить надежный контроль качества поступающей пищевой продукции не может.

О сложившейся вышеуказанной чрезвычайной ситуации поставлены в известность губернатор Воронежской области Гордеев А.В., его заместители, руководители департаментов и управлений, а также главный федеральный инспектор по Воронежской области Солодов А. М.

В связи с вышеизложенным и в целях предупреждения массовых несчастных случаев, связанных с систематическим употреблением в бюджетных учреждения Воронежской области опасных для здоровья людей пищевых продуктов, прошу Вас, уважаемая Татьяна Николаевна, оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации и обратиться к Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я., министру здравоохранения РФ Скворцовой В.И., для прекращения препятствий со стороны прокуратуры Воронежской области и управления Роспотребнадзора по Воронежской области в оказании помощи общественными объединениями бюджетным учреждениям по их просьбе в проведении экспертизы пищевых продуктов.


Руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»,

член Общественной палаты Воронежской области,

член Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «В защиту России»

Н.М. Дегтярев