Новости

Обращение в прокуратуру Воронежской области

Прокурору Воронежской области

Шишкину Н.А.


Уважаемый Николай Анатольевич!

В адрес прокуратуры Воронежской области было направлено обращение руководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области Механтьева И.И. от 30.06.2015 г. за № 07/10426-15-09 «О деятельности Общественного движения».

В этом письме руководитель управления Роспотребнадзора по ВО Механтьев И.И. с возмущением отмечает, что Воронежским региональным движением «Качество нашей жизни» проводятся мероприятия (по-видимому, в части экспертиз качества пищевых продуктов) не только, закупленных в розничных сетях, но и в бюджетных учреждения (школах, больницах, детских садах). «Представители общественного движения действуют с грубым нарушением закона и превышением полномочий. Неоправданно расширяя поле своей деятельности, такой «общественный надзор» не только дискредитирует конструктивное начало во всем общественном движении, но и нередко нагнетает негативное настроение по поводу продукции, реализуемой на потребительском рынке, при одновременном формировании в обществе атмосферы неприятия любого рода проверок со стороны уполномоченных на то органов власти».

Непонятно на каком основании руководитель территориального управления Роспотребнадзора по Воронежской области обвиняет Воронежское региональное движение «Качество нашей жизни» во вмешательстве в финансово-хозяйственную деятельность бюджетных организаций.

За десять лет своей деятельности, движение ни разу не занималось проверкой хозяйственной деятельности любых, а тем более бюджетных учреждений. Волонтерами движения безвозмездно оказывается помощь в исследованиях качества пищевых продуктов только по письменному или устному заявлению руководителей бюджетных учреждений или их представителей.

На основании контрактов по поставке пищевых продуктов, на заказчика (бюджетное учреждение) возложена обязанность проводить экспертизу пищевых продуктов, но денежных средств на эти цели учреждениям до настоящего времени областными и муниципальными структурами Воронежской области никогда не выделялось. О том, что образовательные учреждения городского округа город Воронеж не имеют финансовой возможности оплаты затрат на лабораторные исследования пищевой продукции подтверждается письмом руководителя управления образования г Воронежа от 11.02.2016 г. № 5082698 на имя президента Союза «Торгово-промышленной палаты ВО.

О наименее решенном вопросе осуществления экспертизы поставляемых в социальную сферу продуктов питания в Воронежской области также сообщает (письмо №07-11/137 от 27.04.2016 г) зам. главы председателя правительства Воронежской области В.И. Логвинова, на имя руководителя общественного движения «Качество нашей жизни».

Управление образования администрации городского округа город Воронеж от 19.02.2013 года № 702 «О совместной работе по недопущению фальсифицированных пищевых продуктов для питания детей» рекомендовал руководителям заказчикам привлекать общественную организацию ВРОД «Качество нашей жизни» для проведения экспертизы пищевых продуктов.

Ни в одном законодательном акте и в контрактах на поставку пищевых продуктов не указано, что экспертизу пищевых продуктов поступающих в бюджетные учреждения должна производить только служба Роспотребнадзора.

По нашим неоднократным письменным сообщениям управление Роспотребнадзора по Воронежской области не проверяет качество пищевых продуктов, если не доказано причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушение прав потребителей согласно ст. 10 ФЗ № 294. Реализация фальсифицированной продукции это обман потребителя и следовательно нарушение прав потребителей, т.к. приобретатель покупает натуральный продукт, а на самом деле ему продают фальсификат.

На основании обращения руководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области Механтьева И.И., прокуратурой были проведены проверки деятельности нашего движения по взаимоотношениям с бюджетными учреждениями, при этом фактов нарушений законодательства по поводу методов и способов экспертизы поступающих продуктов бюджетными учреждениями и Воронежским региональным движением «Качество нашей жизни» установлено не было. Однако, несмотря на отсутствие нарушений по проведению экспертизы поступающих продуктов по контракту, прокуратурой предприняты меры по недопущению такой процедуры.

Например, прокуратурой Ленинского района г. Воронежа руководителю МБДОУ «Детский сад № 83» в письменном виде выдано «предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей» от 19.08.2015 года № 2-3-2015. Руководитель бюджетного учреждения предупрежден, что в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, «Вы будете привлечены к установленной действующим законодательством ответственности».

В этом предостережении указано, что ВРОД «Качество нашей жизни» на территории муниципального учреждения МБДОУ «Детский сад № 83» проводило проверочные мероприятия, в рамках которых должностными лицами данной организации осуществлялся отбор проб молочной продукции

Никаких проверочных мероприятий на территории муниципального учреждения МБДОУ «Детский сад № 83» волонтером ВРОД «Качество нашей жизни» не проводилось. Руководством учреждения был приглашен представитель движения и ему по акту переданы для экспертизы образцы продукции, качество которой, по внешним признакам вызывало сомнение - творог с массовой долей жира 9 %, производства ООО «Кливия» Московской области). Далее, волонтером движения эти образцы были переданы в аккредитованную лабораторию Торгово-промышленной палаты ВО. Лабораторные исследования подтвердили опасения специалистов МБДОУ «Детский сад № 83»., вышеуказанный продукт оказался несоответствующим заявленным производителем требованиям. На основании протокола исследований в твороге молочный жир производителем был заменен жиром неизвестного происхождения. Кроме этого, для придания указанному продукту натурального вида, в него были добавления вещества, возможно опасными для здоровья человека.

В соответствии со статей 3, пункт 2, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Эти пищевые продукты признаются некачественными, опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Употребление таких продуктов может привести к непоправимым последствия для здоровья людей.

Действия работников прокуратуры, выдающих предостережение, по сути запрещающие руководителям бюджетных учреждений проводить экспертизы поступающих продуктов на безвозмездной основе, в совокупности с отсутствием средств у бюджетных учреждений на проведение экспертизы, могут привести к тому, что руководители бюджетных учреждений вынуждены будут скрывать факты поступления пищевой продукции не только сомнительного качества, но и несоответствующей нормативным требованиям. В тоже время, недобросовестные поставщики, пользуясь несовершенным законодательством, будут продолжать поставлять в бюджетные учреждения Воронежской области дешевую, но заведомо несоответствующую нормативным требованиям, т.е. опасную для здоровья человека продукцию.

Все это может привести к непоправимым последствиям для здоровья людей, особенно детей.

Считаю, что такие предостережения незаконными и необоснованными, и выданные предостережения на основании того, что в РФ не имеется законов, запрещающие бюджетным учреждениям привлекать для экспертизы поступающие по контрактам пищевого сырья и готовой пищевой продукции какие-либо организации, в том числе и общественные объединения.

Таким образом, в действиях Воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» и муниципального учреждения МБДОУ «Детский сад № 83» при проведении экспертизы качества поступающих по контракту пищевых продуктов отсутствуют нарушения федерального законодательства.

В связи с выше изложенным, убедительно прошу рассмотреть возможность отменить предостережение от 19 августа 2015 года № 2-3-2015г. выданное прокуратурой Ленинского района г. Воронежа руководителю МБДОУ «Детский сад № 83» и обязать прокуратуру города Воронежа направить отзыв подобных предостережений бюджетным учреждениям города Воронежа.

Н.М. Дегтярев