Новости

От слов к делу

Решение круглого стола

«О предложениях по противодействию поступления фальсифицированных продуктов питания на потребительский рынок Воронежской области: от слов к делу».

17 февраля 2016 г., в здании «Экспоцентра» Воронежского Государственного Университета им. Петра 1, ул. Тимирязева 13а, состоялось заседание круглого стола на тему: «О предложениях по противодействию поступления фальсифицированных продуктов питания на потребительский рынок Воронежской области: от слов к делу».

Организаторами круглого стола стали Воронежское региональное общественное движение «Качество нашей жизни» и «Экспоцентр» Воронежского Государственного Университета им. Петра 1.

В мероприятии приняли участие представители Общественной палаты Воронежской области, Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области, регионального отделения Всероссийского движения «Народный Фронт «За Россию», союза «ТПП Воронежской области», представители управлений Роспотребнадзора и Россельхознадзора по Воронежской области, департамента и управлений Воронежской области и администрации городского округа город Воронеж, воронежских ВУЗов, предприятий перерабатывающей промышленности,

Ведущий заседания – Дегтярев Н.М.

В работе круглого стола принял участие вице-президент ассоциации переработчиков РФ по противодействию фальсификации молочной продукции Токмаков Д.В.

Приветствие и пожелание плодотворной работы участникам круглого стола прислал Асламбек Ахмедович Аслаханов, президент Международной ассоциации организаций осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт: "Уважаемые коллеги! Приветствую организаторов и участников Круглого стола: «О предложениях по противодействию поступления фальсифицированных продуктов питания на потребительский рынок Воронежской области».

В этом зале нет случайных людей! Только Ваше неравнодушие, инициативность, готовность делиться своими знаниями и опытом, помогут справиться с проблемами оборота фальсификата и контрафакта, остановить поступление фальсифицированных и контрафактных продуктов питания на потребительский рынок.

Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно отмечал, что контрафакт является угрозой национальной безопасности России и что вопросы противодействия незаконному обороту промышленной продукции стоят в одном ряду с такими проблемами, как борьба с терроризмом и незаконным распространением наркотических средств.

Указом Президента России образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, приступили к работе региональные комиссии, идет поиск эффективных управленческих решений в сфере борьбы с незаконным оборотом, в том числе фальсифицированной пищевой продукции, подготовка методической и методологической базы, настойка системы взаимодействия государственных органов, бизнеса, науки, общественных объединений и профессиональных союзов по этим вопросам. Сегодня как

никогда важна консолидация российского общества перед лицом этой угрозы. Мы призываем органы власти всех уровней, институты гражданского общества, представителей науки и бизнеса к активной совместной работе.

Как организаторы состоявшихся 16-18 декабря 2015 года в г. Минск, республика Беларусь Третьего Международного форума «Антиконтрафакт-2015», Круглого стола по вопросам фальсификации молочной продукции 8 февраля 2016 года в г. Москва, мы видим необходимость и поддерживаем вовлечение в данную работу активистов региональных движений, выстраивание эффективных и результативных рабочих отношений с региональными органами государственной власти.

Благодарю организатора данного мероприятия - Воронежское региональное общественное движение в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» в лице руководителя Дегтярева Николая Михайловича.

Приветствую Воронежскую область как регион, который приступил к практической работе в деле противодействия незаконному обороту фальсифицированной и контрафактной пищевой продукции

Подтверждаю, что Международная ассоциация «Антиконтрафакт» готова к взаимодействию и оказанию информационной и методической поддержки всем, кто готов объединиться в деле противодействия незаконному обороту фальсифицированной и контрафактной продукции.

Желаю участникам Круглого стола плодотворной работы."

Цель проведения круглого стола - ещё раз обратить внимание федеральных, областных и муниципальных структур, общественной палаты, областной Думы, других организаций и общественных объединений, на имеющиеся проблемы регионального потребительского рынка и выработать предложения для их решения.

Участниками заседания было отмечено, что потребительский рынок Воронежской области заполнен широким ассортиментом пищевых продуктами производства российских предприятий, дальнего и ближнего зарубежья. За последние годы значительно увеличилось количество торговых площадей не только в г. Воронеже, но и в районных центрах и различных поселениях области.

Но вместе с тем, сложившееся в Воронежской области состояние продовольственной безопасности региона и качество пищевых продуктов, вызывает тревогу и озабоченность. По официальным данным, процент нестандартной пищевой продукции на региональном потребительском рынке незначителен, и казалось бы, волноваться нечего. Однако, по мнению многих специалистов, качество пищевых продуктов на региональном рынке оценивается как неудовлетворительное. По данным общественного мониторинга, региональный потребительский рынок в значительной мере наполнен низкокачественными и даже фальсифицированными пищевыми продуктами, в том числе лечебно-профилактического, диетического и детского назначения, что создает прямую угрозу безопасности здоровья и жизни населения региона. Например, при исследовании в 2015 году более 100 образцов пищевой продукции закупленной волонтерами общественного движения «Качество нашей жизни» в сетевых гипермаркетах г. Воронежа 51% оказались фальсифицированными.

Приложение - таблица за 2015 г.

Такому положению в значительной мере способствует то, что в Воронежской области доминирующее положение по розничному обороту занимают крупные торговые сети, в том числе и межрегиональные, реализующие до 80 – 90 % пищевых продуктов производства других регионов страны, а также дальнего и ближнего зарубежья

Только по отдельным видам, таких, как молоко и хлеб, местная продукция в региональной торговле занимает ведущие места. В розничной сети почти невозможно найти местных овощей, фруктов, мяса, сахара, растительного масла, муки, макаронных изделий, куриных яиц, и это притом, что Воронежский земля признана всемирным эталоном почвы.

Особенное беспокойство вызывает состояние качества пищевых продуктов поставляемых в бюджетные учреждения области. Для самой беззащитной части населения находящейся в интернатах, пансионатах для больных и престарелых, больницах, детских домах, школах и т.п., при закупке пищевых продуктов главным является их дешевизна, а не качество и полноценность, сбалансированность в соответствии с физиологическим статусом. Система снабжения этих организаций в Воронежской области устроена так, что за средства местных налогоплательщиков, закупается до 90 % в соседних и дальних регионах РФ, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, даже то, что производится в огромных объемах в собственном регионе.

Абсолютное большинство пищевой продукции в Воронежской области поступает в бюджетные учреждения, как и при реализации в розничной сети, без лабораторного контроля, в том числе радиационного, наличия ГМО (генно-модицифицированных организмов), антибиотиков, остаточного количества пестицидов, гербицидов, лекарственных средств и других опасных веществ и соединений.

Из проверенных общественным движением «Качество нашей жизни», по заявлениям руководителей бюджетных учреждений, 75 образцов пищевой продукции, за последние два года более 50 % оказалась не просто нестандартными, а фальсифицированными неизвестно какими веществами, вполне возможно, опасными для людей. Вызывает озабоченность то, что поставка фальсифицированной пищевой продукции в бюджетные организации Воронежской области за последнее время приняла массовый характер.

Кроме этого, выявлен значительный объем несоответствующих нормативным требованиям и даже фальсифицированных пищевых продуктов поставляемых бюджетным учреждениям региона от несуществующих предприятий, с вымышленными названиями и без определенного места нахождения.

При существующей в регионе системе госзакупок, руководители бюджетных учреждений стали заложниками ситуации из-за неудовлетворительного качества поставляемой пищевой продукции поставщиками-перекупщиками, из-за отсутствия в регионе свободных мощностей для исследований в аккредитованных лабораториях, из-за отсутствия в регионе даже минимального резерва продовольствия и не решения вопросов снабжения продовольствия местного производства. В регионе не решаются вопросы создания центров логистики по закупке, хранению подработке, комплектованию партий местного пищевого сырья и готовой продукции для бюджетных учреждений.

Поставщики (а это в основном перекупщики) не несут ответственности за поставку в бюджетные учреждения продукции несоответствующей нормативным требованиям, и даже фальсифицированной неизвестно какими веществами, в том числе и от несуществующих предприятий.

В самом худшем случае предприятие поставщика могут внести в список недобросовестных конкурентов. Но, как показала практика, имея несколько запасных вариантов наименований предприятий, те же самые организаторы участвуют в новых торгах и продолжают безнаказанно делать свое «черное дело» - снабжать бюджетные учреждения самым дешевыми, самым низкокачественными пищевыми продуктами, в том числе и несоответствующих нормативным требованиям.

Обсудив сложившуюся ситуацию, участники круглого стола пришли к следующему выводу.

Несомненно, что на состояние регионального потребительского рынка оказывают существенное влияние внешние факторы, такие как санкции западных стран, несовершенное законодательство РФ, непринятие должных мер защите прав потребителей и по контролю за качеством сырья и готовых пищевых продуктов со стороны федеральных структур.

Кроме этого, к основным региональным причинам создавшегося положения неудовлетворительного состояния качества пищевых продуктов на Воронежском потребительском рынке можно отнести следующее:

- отсутствие в правительстве Воронежской области и в муниципальных образованиях структур и конкретно ответственных лиц за продовольственную безопасность региона, за снабжение населения пищевыми продуктами, в том числе и бюджетных учреждений;

Оказывается в правительстве области, в департаментах и управлениях конкретно ни на кого не возложена такая ответственность, поэтому и спросить не с кого за то, что в регионе ситуация по продовольственной безопасности и по качеству пищевых продуктов на потребительском рынке стала неуправляемой, за то, что миллиардные вложения населения региона на пищевые продукты идут в другие регионы страны, а местные производители не могут найти сбыт своей продукции. Возможно из-за отсутствия координации между многочисленными областными структурами в г. Воронеже и области бесконтрольно размещаются и занимают доминирующее положение крупные торговые сети, куда местным производителям почти не возможно реализовать свою продукцию.

По-видимому, по этой же причине для бюджетных учреждений закупается продукция не местных производителей, а преимущественно из других регионов.

- неисполнение в регионе действующего федерального и регионального законодательства по этим вопросам и отсутствия за этим контроля, в том числе общественного;

Например, до настоящего времени не выполнен ни один пункт принятого Воронежской областной Думой ещё в 2007 г закон № 38- 03 2007 г «О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Воронежской области». Несколько лет разрабатываемая на основании выше указанного закона и, утвержденная Правительством области от 13.09.2011 № 801 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, на 2012 – 2017 годы», «благодаря» чиновникам областных структур, оказалась проваленной. Постановлением Правительства Воронежской области от 11.03.2013 г реализация этой Программы «успешно» прекращена.

По-видимому, для проформы был издан закон Воронежской области «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в соответствии с аналогичным Федеральным законом от 28.12.2009 № 381. За 6 лет не приняты никакие меры по «строительству логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами» (ст. 17, п 2.1.). Не выполнен пункт 2.2. статьи. 167 этого закона «о поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности». То же самое можно отметить и по не исполнению пункта 4. статьи 20 выше названного закона о формировании торгового реестра. Как можно управлять торговлей не имея полных и достоверных данных о «хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров и о состоянии торговли на территории» региона. Не выполнено положение указанного закона по стимулированию производства высококачественной местной пищевой продукции для снабжения хотя бы бюджетных учреждений. Созданный для этих целей бренд Воронежской области «Петровский стандарт» не получил со стороны областных структур не только финансовой, но даже информационной поддержки.

Даже изданный год назад и вступивший в силу со дня подписания Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2015 № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» до настоящего времени для Воронежской области не принес никаких результатов. Одни совещания.

- отсутствие в Воронежской области независимой исследовательской лаборатории и отсутствия финансирования для этих целей Из находящихся в Воронежской области 11 аккредитованных лабораторий, только 2 имеют незначительные свободные мощности с низкой пропускной способностью. Они не могут выполнить и десятой части требуемого объема исследований, они не имеют технической возможности определения наличия в пищевом сырье и готовой продукции токсикантов, биологически активных веществ, сырьезаменителей, ГМО, агрохимикатов и опасных веществ и соединений.

- недостаточная, неполная и несвоевременная информация для населения;

Потребителям региона недоступны данные о фактическом состоянии качества пищевых продуктов на региональном потребительском рынке, информация по этому вопросу доводится дозировано, несвоевременно и в не полной мере. Это зависит также и от низкой потребительской, правовой грамотности и инертности населения региона в защите своих прав.

Общественным объединениям, занимающихся в регионе защитой прав потребителей, со стороны региональных и муниципальных структур, не оказывается ни какая помощь, а сами они не имеют возможности проводить системный общественный мониторинг качества пищевых продуктов из-за отсутствия денежных средств и низкой технической оснащенностью имеющихся в регионе исследовательских аккредитованных лабораторий.

Такое состояние регионального потребительского рынка не удовлетворяет не только потребителей, но и добросовестных производителей, создает нездоровую конкуренцию, наносит существенный убыток экономике региона и здоровью населения. Однако, к такому чрезвычайному чиновники представленных в регионе федеральных, региональных и муниципальных структур относятся слишком спокойно.


Для решения сложившихся проблем, в целях создания системы обеспечения населения Воронежской области пищевыми продуктами гарантированного качества, по мнению большинства участников круглого стола, предлагается перейти от многочисленных совещаний в структурах власти непосредственно от слов к делу и рекомендовать следующее.

Правительству Воронежской области и его структурам:

1.Разработать концепцию продовольственной безопасности Воронежской области с предварительным её обсуждением с общественностью.

2.Рассмотреть возможность:

- создания структуры в правительстве области (или возложить на одну из существующих структур) ответственной за продовольственное обеспечение населения региона пищевыми продуктами преимущественно местного производства;

- создания при правительстве области (по опыту г. Москвы) инспекции по контролю за качеством закупаемой пищевой продукцией для бюджетных учреждений;

- организации единой службы заказчика для всех бюджетных учреждений области или

отдельно по ведомствам;

- организации независимой лаборатории для проведения комплексного исследования качества пищевого сырья и готовой пищевой продукции, с оснащением её современным оборудование, в том числе для проведения исследований наличия ГМО, остаточного количества пестицидов, агрохимикатов, стимуляторов роста, гормональных препаратов, антибиотиков и других опасных для здоровья человека веществ и соединений. Финансирование организации лаборатории и её работы обеспечить за счет бюджета области или внебюджетного фонда;

- организации в соответствии с ФЗ от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» коммерческие оптово-распределительные центры осуществляющих закупку, хранение сельскохозяйственной продукции (сырье и готовую пищевую продукцию), подработку (придание товарного вида, фасовка), формирование партий товаров в первую очередь для бюджетных учреждений;

- создать систему информационного обеспечения доступной для широких слоев населения и включающей в себя:

а) реестр региональных предприятий изготовителей;

б) реестр предприятий розничной торговли и общепита (этот реестр должен был создан ещё 6 лет назад в соответствии с ФЗ от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»);

в) своевременные, полные и достоверные данные о состоянии качества пищевых продуктов на региональном потребительском рынке.


Предложить Воронежской областной Думе:

- рассмотреть возможность войти с законодательной инициативой в Правительство РФ, Государственную Думу РФ о создании системы государственного контроля за качеством предлагаемых населению товаров и услуг;

- установить контроль за исполнением принятых региональных законов по обсуждаемым вопросам. Предложить общественным организациям, обществам по защите прав потребителей объединениям Воронежской области (Общественная палата Воронежской области, региональное отделение Всероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию», союз «ТПП ВО», Федеральный проект «Народный контроль» в Воронежской области, Общественному движению «Качество нашей жизни», др. общественным объединениям):

- принять активное участие в разработке региональной концепции продовольственной безопасности;

- организовать мониторинг исполнения в регионе федеральных и региональных законов и законодательных актов, прежде всего по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов;

- осуществлять системный мониторинг качества пищевых продуктов на региональном потребительском рынке, в том числе закупаемых продуктов для бюджетных учреждений;

- создать информационное поле доступное широким слоям населения о данных по общественному мониторингу исполнения федеральных и региональных законов в Воронежской области, о проводимых общественными организациями и объединениями мероприятиях, о фактах поставки и реализации пищевых продуктов несоответствующих нормативным требованиям наличия и т.п.

- для проведения общественного мониторинга качества пищевых продуктов предлагается бизнес-сообществу региона создать «фонд контроля качества» при одном из общественных объединений региона, например при союзе «ТПП ВО», или при общественной палате ВО, или Воронежском региональном общественном движении в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни». Собираемые денежные средства под контролем наблюдательного совета использовать только на проведение мониторинга качества пищевых продуктов.

Если федеральные и региональные органы власти не могут или не хотят установить контроль за качеством реализуемых населению пищевых продуктов, то общественность должна взять эти функции на себя, хотя они несомненно являются государственными. Требуется установить независимый системный контроль за качество пищевых продуктов, довести эти данные до населения, а потребитель своим рублем проголосует за добросовестных производителей, чей бы он не был, наш местный или из других регионов или из-за рубежа.


Более подробно о состоянии продовольственной безопасности Воронежской области на сайте: качество-нашей--жизни.рф


Руководитель общественного движения «Качество нашей жизни»,

руководитель Федерального проекта «Народный контроль» в Воронежской области,

член Общественной палаты Воронежской области,

член Всероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»,

Н.М. Дегтярев


Решение круглого стола направлены:

- губернатору, Председателю Правительства Воронежской области Гордееву А.В., его заместителям, руководителям департаментов и управлений ВО;

- депутатам государственной Думы и членам Совета Федерации от Воронежской области;

- председателю Воронежской областной Думы Нетесову В.И., депутатам областной Думы, президенту Союза «ТПП ВО» Гончарову Ю.Ф, председателю общественной палаты Воронежской области Пономаревой Н.В.и членам палаты;

- главе администрации городского округа город Воронеж Гусеву А.В, руководителям управлений городского округа город Воронеж;

- главам муниципальных образований Воронежской области;

- региональному отделению Всероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию»;

- другим общественным объединениям и парламентским политическим партиям;

- СМИ.



Данные по результатам исследований пищевых продуктов закупленных в учреждениях розничной торговли и отобранных по заявлениям руководителей бюджетных учреждений г. Воронежа за 2015 г., и исследованных в аккредитованных лабораториях общественным движением «Качество нашей жизни»


Наименование продукта

Всего исследовано

Фальсифицировано

единиц

%

1

Масло сливочное

37

19

51

2

Молоко питьевое

12

8

67

3

Творог и творожные изделия

21

12

57

4

Сыр твердый

7

3

43

5

Сметана

19

7

37

6

Мороженое

12

6

50

7

Йогурт

2

-

-

8

Кефир

7

4

57

9

Топленое масло

1

1

100

ИТОГО

118

60

51



Данные по результатам исследований пищевых продуктов за 2015 г., проведенных общественным движением «Качество нашей жизни» по заявлениям руководителей бюджетных учреждений г. Воронежа.

Наименование продукта

Всего исследовано

Фальсифицировано

образцов

%

1

Масло сливочное

18

9

50

2

Молоко

6

5

83

3

Творог и творожные изделия

8

6

75

4

Кефир

7

4

57

5

Сметана

2

2

100

ИТОГО

41

26

63