На недавно прошедшем смотре качества сыра «Российский» девять из девятнадцати образцов были признаны нестандартными
Продавать такой продукт нельзя, ибо он может нанести вред здоровью. Тем не менее, все образцы для дегустации были куплены в воронежских торговых точках.
А на днях мы получили вот такое письмо: «Недавно в магазине остановилась возле витрины с сырами и порадовалась их изобилию. Не только отечественные сыры, но есть из Италии, Франции, Литвы. Конечно, цены не для бедных людей, но ведь не каждую неделю такое лакомство покупаю, к тому же захотелось внука порадовать. Я не раз брала разные продукты из Белоруссии: они мне очень нравятся. Вот и теперь решила взять «Российский» сыр, изготовленный на молочном комбинате в городе Пружаны. Меня и цена его подкупила – 389 рублей, вдвое меньше, чем сыры из Москвы или Петербурга. Дома с внуком чай стали пить, а он и говорит: «Бабуля, тебе не сыр продали, а мыло какое-то. Сыр не может быть таким горьким с противным запахом». В магазин я не пошла: во-первых, чек не сохранила, во-вторых, стыдно было бы ругаться по такому делу.
Анастасия Смотрова, учительница на пенсии».
За столами в большой комнате находятся двенадцать человек – члены дегустационной комиссии. Перед каждым чашки с крепким чаем, одноразовая посуда, тарелки с небольшими квадратными кусочками сыра. В конце ноября воронежское общественное движение «Качество нашей жизни» организовало очередную проверку популярного продукта: придирчивому досмотру подвергся «Российский» сыр. Вряд ли можно найти человека, который был бы равнодушен к этому продукту. Каждое сыродельное предприятие считает своим долгом наряду с другими сортами выпускать и этот, пользующийся большим спросом покупателей.
Накануне дегустации волонтёры общественного движения прошлись по разным торговым предприятиям Воронежа и закупили 19 образцов сыра «Российский». Брали продукт, привезённый воронежскими торговцами из Москвы, Петербурга, Башкирии, Волгоградской области и Республики Беларусь, Самарской, Псковской и других областей страны. Воронежская область была представлена Бобровским и Калачеевским сырзаводами.
Оценка продукта проводилась закрытым способом. Все образцы были пронумерованы, каждому производителю товара присвоен свой номер. Члены дегустационной комиссии должны были попробовать ломтики сыра и выставить в экспертных листах свою оценку по вкусу, запаху, консистенции, структуре и цвету. Конечно, обменивались мнениями, в одних случаях они совпадали, в других нет.
Журналист «Коммуны» тоже получил экспертный лист, добросовестно заполнял его, но поскольку к профессионалам органолептики причислить себя не мог, то и присовокуплять лист к документам смотра не стал. Вот беру очередной ломтик сыра: тёмно-жёлтый цвет, вкус топлёного молока, приятный аромат, глазки – одинаковой формы, крупные, одинаково расположенные по всей длине ломтика, однородная консистенция. Ставлю отличную оценку. Запоминаю номер образца, чтобы в конце дегустации узнать, какие мастера его изготовили. Ещё один, другой, третий – тоже неплохие. Но вот попадаются те, на которые не хотелось бы натолкнуться в магазине: «резиновая» консистенция, мелкие щелевидные глазки, один – кислого вкуса, другой – затхлого, третий – осаленного. А вот у этого ломтика вкус вообще непонятно какой.
Подведение итогов показало, что, несмотря на мой слабый органолептический опыт, я оказался не слишком далёк от мнения профессионалов.
Из 19 образцов сыра, который дюжина дегустаторов пробовала в тот день, девять (!) признаны нестандартными, то есть не соответствующими требованиям ГОСТа. Называю их – пусть люди знают, какие сыры не надо покупать: «Сырная тарелка» Еланского маслосыркомбината Волгоградской области, «ВАЛИО» совхоза им.Ленина Ленинского района Московской области, «Ромашкино» пос. Томилино Люберецкого района Московской области, ООО «Невские сыры» Петербург, ООО «Первая линия» город Верхняя Пышма Свердловской области, Пружанский молочный комбинат Брестской области и Ошмянский сыродельный завод Гродненской области Республики Беларусь, «Сыр Стародубский» город Стародуб Брянской области, сыр из Ливен Орловской области. Самую же низкую оценку по всем показателям заслужило изделие Бобровского сыродельного завода Воронежской области.
Досадно говорить, но если раньше молочные продукты, поступавшие в наши магазины из дружественной Беларуси, являлись образцом качества, то сейчас они падают на самое дно. Чем это объяснить?
– Всё объясняется ценовой политикой, – отвечает на мой вопрос заместитель директора Центра сертификации и мониторинга Сергей Калашников.– Покупательная способность населения падает, поэтому для приготовления сыра берутся самые дешёвые продукты, и порой даже и не молочные, а их фальсификаты.
Понятно, чтобы не потерять барыш, производители не только молочной, но и мясной и хлебобулочной продукции вовсе не думают о её качестве. О соблюдении технологии и ГОСТов (как это было в советские времена) сегодня мало кто заботится. Перешли на систему технических условий (ТУ), которые каждый может изменить по своему усмотрению, и никто не боится получить за это «по шее» от государства. Чего бояться, если сверху поступил приказ «не кошмарить» бизнес, вот никто и не требует, чтобы принятые технологии соблюдались, чтобы сыр «созревал», как ему положено, чтобы вместо животного масла не втюхивалось пальмовое, чтобы вместо мяса колбасная оболочка не набивалась соей. О том, чтобы состав продукта печатался не микроскопическими буковками, а нормальным шрифтом, производители вообще слушать не хотят.
Если так и дальше пойдёт, то программу импортозамещения мы выполним в сжатые сроки, и тогда российские «пармезаны» запросто будут выпускаться в какой-нибудь Богом забытой деревне.
В советские времена, например, понятия сырный продукт не существовало, как не было и такой безудержной фальсификации. Все знали, что сыр может содержать только молоко, сычужный фермент, кисломолочную закваску, соль, хлористый кальций для улучшения сворачиваемости. Сырный продукт лишь внешне и по вкусу напоминает настоящий сыр, в реальности же представляет нечто иное. Настоящего молока в нём не более 20 процентов, всё остальное – фальсификат в виде дешёвого кокосового и пальмового масла. Казалось бы, растительные масла тоже нужны организму, но когда продукт буквально набит пальмовым, рапсовым или кокосовым маслами, то он становится опасным для здоровья. Потому что эти масла преобразуются в трансгенные жиры, которые вызывают холецистит, ожирение, атеросклероз, способствуют образованию тромбов в сосудах.
В результате проведённой дегустации выяснилось, что девять образцов сыра, по большому счёту, оказались вовсе и не сыром, а неким продуктом, отдалённо похожим на него. Кто может запретить продавать их в магазинах, а руководителям торговли воздержаться от связей с производителями фальсификатов?
– Никто не может, – ответил на вопрос журналиста «Коммуны» руководитель общественного движения «Качество нашей жизни» Николай Дегтярёв. – Вся торговля у нас – частная, и её хозяева знают с кем им «дружить». Больше того, благодаря негодной системе торгов, ориентирующейся только на дешёвые товары, опасные для здоровья продукты питания поступают теперь и в бюджетные учреждения. За 10 месяцев нынешнего года волонтёрами нашего движения по заявкам руководителей пансионатов для больных, детских домов, школ-интернатов проверено 40 образцов молочной продукции и половина из них оказались фальсифицированными.
Каждый день мы приносим из магазина продукты. Печально и противно, когда в сливочном масле, сгущенном молоке, сметане вместо молочного жира – неизвестные вещества. В колбасе почти нет мяса, но в изобилии хрустят хрящи. Шоколадные конфеты – без какао. Хлеб такого качества, что мякиш второсортного зерна к ножу прилипает. Качество многих российских продуктов с каждым годом падает, но власть об этом вроде бы и не догадывается.
На фоне всего этого негатива есть и те, кто трудится на совесть. Поэтому скажем о победителях конкурса. Из 19 наименований сыра лишь десять, по мнению членов дегустационной комиссии, могут принести радость вкуса и пользу организму. Самыми лучшими названы сыры, изготовленные в московском ООО «Алгой» и на Калачеевском сырзаводе ЗАО «Молвест». Безусловно, изготовить первоклассный пищевой продукт не так просто. Но ведь в столице и в российской провинции знают, как его делать, – и делают.
Борис Орлов
источник: газета "КОММУНА" № 139 (26528) | Четверг, 3 декабря 2015 года