Новости

СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ

Болезнь из тарелки

 Количество так на­зываемых «болезней из тарелок», постоянно растет. По данным НИИ пита­ния РАМН, от 30 до 50% всех заболеваний в России связано с нарушением питания, что при­носит государству ежегодный экономический ущерб более десятка триллиона рублей.

 В этой связи уместен вопрос, а кто должен отслеживать каче­ство продуктов? Вопрос может показаться странным: есть, ска­жем, Роспотребнадзор, то есть федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потреби­телей и благополучия человека. Ни больше, ни меньше: благопо­лучия человека!

 А теперь факты суровой ре­альности. Исполнительный директор общественного дви­жения «Качество нашей жизни» (КНЖ) Николай Дегтярев по итогам проверок, дегустаций, обращений граждан собрал со­лидное досье, состоящее из пре­тензий к санитарной службе, ко­торые могут привести к опасным последствиям. Вот лишь один из фактов. Обезжиренный творог, изготовленный ООО «Комби­нат детского питания» в городе Саратове под завлекательным названием «Вкусный день» не соответствовал требованиям ГОСТ Р 52096-2003 по завышен­ной массовой доле жира в 18,6 раз, заниженной доле белка на 14,6%. Жирно-кислотный состав жировой фазы пробы не соот­ветствовал жирно-кислотному составу молочного жира коро­вьего молока.

 Кстати, молочный жир удо­стоился отдельного разговора на сентябрьском совещании у губернатора Алексея Гордеева, где было обращено внимание на массовую замену молочного жи­ра на дешевое пальмовое масло. При этом производители обыч­но «забывали» сообщать потре­бителям об изменении состава продукции. По этому поводу, и не только по этому, обще­ственники давно бьют тревогу, но Роспотребнадзор соблюдает олимпийское спокойствие, огра­ничиваясь уведомлениями, ти­па «обращение рассмотрено». Дошло до того, что обще­ственник Николай Дегтярев обратился в Арбитражный суд с иском к Роспотребнадзору, об­винив его в бездействии, с тем, чтобы прекратить продажу фаль­сификатов. Позиция надзорного органа вызвала удивление, мол, от фальсификата никто же не умер, так чего шум поднимать?

 Совсем как в песне Высоц­кого «скажи еще спасибо, что живой». А что касается Арби­тражного суда, более часа слу­шавшего доводы сторон, то все закончилось неожиданным определением: дело — прекра­тить. На том основании, что оно не подведомственно арбитражу и должно слушаться в суде об­шей юрисдикции.

Одни возражения

 Впрочем, и там делу не дали ход. Юристы «Роспотребнадзора» не поленились написать возражения на иск обществен­ников аж на 7 страницах. Воз­ражения подписал руководитель ведомства Игорь Механтьев. Нет смысла цитировать весь текст по­слания, приведу лишь несколько строчек, которые, думается, до­статочно верно отображают суть. В возражении, например, сооб­щается о том, что продукция, указанная в иске, отсутствовала в достаточном количестве на пол­ках магазина «Магнит», а коли так, то «проверить изложенные доводы не представилось воз­можным».

 Речь шла о сметане, изготовленной брян­ским молочным ком­бинатом «Торговый дом Сметании», а так­же творога «Вкусный день» саратовского производства. Но ес­ли сегодня этой про­дукции было маловато, то завтра той же сметаны — хоть залейся. Бери и исследуй. В течение года общественники не раз сообщали в областное управление Роспотребнадзора о систематической поставке в тортовую сеть фальсифицированной продукции. Но нет, надзорный орган делает по­истине глубокий вывод: «На ос­новании изложенного поясняем, что изъятие из оборота некаче­ственной или опасной продукции возможно только на основании результатов ее исследования. Так как продукция не была исследо­вана. то оснований для ее изъятия из оборота управление не имело».

 Вы поняли? Работа не вы­полнена, так как она не вы­полнялась! Вот такой железной логикой руководствуются иные высокие ведомства. Она и ведет к тому, что полки магазинов за­биты негодными продуктами, а телевизионщики то и дело по­казывают передачи о том, как не приобрести какую-нибудь халтуру и остаться живым.

Кто КОГО «кошмарит»?

 Но сводить проблему каче­ства продуктов лишь к тому, что надзорное ведомство плохо осуществляет контроль, значит сильно сузить тему. Ситуация осложняется тем, что после от­мены ГОСТов должны были по­явиться 300 технических регла­ментов, а их введено не более 30. Технические условия пишут... сами производители, то есть ситуация складывается так, что спасение утопающих стало де­лом рук самих утопающих.

 Особенно беспокоит со­стояние качества продуктов, поставляемых в бюджетные учреждения. Даже для самой беззащитной части населения находящейся в интернатах, больницах, детских домах, шко­лах и т.п., при закупке пищевых продуктов главным является их дешевизна, а не качество и пищевая ценность. Из 67 об­разцов продукции, проверенной по инициативе руководителей бюджетных учреждений акти­вистами КНЖ, более половины оказались не просто нестандарт­ными, а фальсифицированными неизвестно какими веществами.

 Совсем свежий пример. В сентябре этого года Областная детская клиническая больница № 1 поручила из Московской об­ласти для больных детей фаль­сифицированное молоко. Из Ивановской области в школу — интернат поступило аналогич­ное масло.

 По мнению общественников следовало бы подумать о восста­новлении системы санэпиднадзора, государственной торговой, а также хлебной инспекции. К слову сказать, различные каран­тинные меры применялись еще при Петре I, а санитарный от­ряд был организован в Воронеже еше в 1897 году, службу возгла­вил опытный врач Николай Тезяков. Однако в январе 2005 распоряжением правительства центры Гос­санэпиднадзора и другие инспекции были упразднены.

Стали реже осуществляться различные проверки. Напом­ню: о том, что хватит «кошмарить бизнес», сказал Дмитрий Медведев еще в пору своего пре­зидентства. А сегодня эти слова обрели вещий смысл. Теперь бизнес проверяют значительно реже - один раз в три года, зато он стал кошмарить людей каче­ством своей продукции. Специ­алисты считают, что от 50 до 70 процентов продуктов, поступаю­щих в продажу - фальсификат. Но почему различные пищевые суррогаты доходят до покупа­телей? Автор этих строк провел своеобразный мини-опрос про­хожих. Ни один из опрошенных не сказал доброго слова о нашей колбасе! Да и фрукты оказались не в почете: «Груши месяц ле­жали на столе и остались «как новые». Чем же их напичкали?» - сказал мне один из респонден­тов.

«От зерна до буханки»

 Но как в условиях рынка пре­градить дорогу негодным това­рам и продуктам? Задерживать на границе области, как это ино­гда бывало раньше? Тут же под­нимется крик: нарушается закон о конкуренции!

 Областные депутаты ут­вердили положение о знаке «Воронежский продукт», это положение уже разработано ад­министрацией области. Смысл новации в том, чтобы сократить завозы из чужих регионов, а тем более из дальнего и ближнего зарубежья продукции, потен­циально опасной для здоровья населения. Следует наладить производство и закупку воро­нежской продукции, которую можно контролировать на всех ступенях производства — «от зерна до буханки». Важно и то, что из областного бюджета за­прещено выделять средства на закупку и производство пищевых продуктов, полученных с применением ГМО. Но тут уместен вопрос: а проверяет ли кто наличие этих ГМО в продуктах, которые попадают на наш стол?

 - С помощью прессы, - говорит Николай Дегтярев,- мы намере­ны информировать на­ших граждан о тех реги­онах и предприятиях, которые поставляют продовольственный суррогат.

 В областной Думе прошли парламент­ские слушания на тему «О качестве и безопасно­сти продуктов питания в Воронежской области». Депу­таты, руководители подразде­лений правительства области, директора перерабатывающих предприятий, представители общественных организаций были озабочены тем, что раз­личные пищевые суррогаты по-прежнему идут на прилавки.

 Наиболее опасными являют­ся такие группы продуктов, как кулинарные изделия выраба­тываемые по нетрадиционной технологии (9,1%), рыба, рыбные продукты (4%), минеральные воды и даже продукты детского питания (3%).

 Мясные и молочные изделия тоже оставляют желать лучшего. К примеру, согласно проведен­ной недавно проверке, из осмо­тренных 900 килограммов мо­роженого забраковано 166. При оценке качества вареных колбас, реализуемых на Центральном рынке Воронежа, было пред­ставлено 22 образца колбасных изделий. Не соответствовали требованиям ГОСТа 16 образ­цов. Всего в «черный» список попали 16 отечественных пред­приятий.

 Следует отметить, что закон Воронежской области «О про­довольственной безопасности» на момент его принятия не имел аналогов в России. Закон уста­новил, что продовольственная безопасность области может считаться достигнутой лишь после того, как объем собствен­ного производства пищевых продуктов достигает 65 про­центов от общей потребности жителей.

 Знак «Воронежский про­дукт» должен способствовать тому, чтобы сократить завозы из чужих регионов, а тем бо­лее из дальнего и ближнего зарубежья продукции, потен­циально опасной для здоровья населения. Но как это сделать в условиях рынка, чтобы не на­рушать закон о конкуренции? Очевидно, что следует нала­дить производство и закупку местной продукции, которую можно контролировать на всех ступенях производства - «от зерна до буханки».

                                                                                                          Алексей ПАВЛОВ

источник - газета АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ ЧЕРНОЗЕМЬЕ № 38 (479) 8-14 октября 2015 г.