Вопрос-ответ

Правда ли что Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росздравнадзор могут объединить?

 Контрольно-надзорных органов должно стать меньше - это прямое указание главы государства. Поэтому в правительстве не утихают споры о том, функции каких служб дублируются между собой, и как можно этого избежать. Это касается, в том числе, и планов объединения сразу трех надзорных ведомств в одну структуру по образцу США.

 В правительстве обсуждается возможность трансформации сразу трех контрольно-надзорных органов. Чиновники хотят создать такую структуру, которая потянула бы функции сразу трех ведомств, - Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. По словам вице-премьера России Ольги Голодец, эта тема обсуждается на протяжении уже почти двух лет, но окончательного решения нет.


Голодец Ольга Юрьевна

Заместитель Председателя Правительства РФ по социальным вопросам

 Решений пока нет, как только они будут приняты, они тут же будут озвучены. Все время идет проработка этих вопросов. Речь идет о передачи функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам.

 Создание в России мегарегулятора по контролю за безопасностью продуктов и лекарств, подобно американскому департаменту FDA (Food and drug administration) в России, выгодно чиновникам как минимум с двух сторон. Во-первых, исполняются поручения президента об оптимизации контрольно-надзорных органов, во-вторых, за счет слияния служб существенно экономятся бюджетные средства, особенно на территориальном уровне. Кроме того, сам собой отпал бы вопрос о контроле биологически активных добавок, который изучается уже на самом высоком уровне.

 Депутаты Госдумы настаивают, чтобы контролем над этими «полулекарствами» занимались специалисты Росздравнадзора. Они должны исследовать качество продукции, попадающей на отечественный рынок, и принимать решения, насколько безопасна та или иная добавка в зависимости от ее компонентов. Пока же БАДы продаются только на основании регистрации Роспотребнадзора и опасны для здоровья россиян, считают народные избранники.

 К сожалению, власти пока не могут договориться о том, кто смог бы исполнять функции тотального контроля над рынком лекарств и продуктов, хотя идею мегарегулятора обсуждают еще с 2007 года.


Херсонцев Алексей

Директор департамента госрегулирования в экономике минэкономразвития

 FDA – американская схема, которая не дает покоя экспертам и реформаторам уже много лет. Как взять полномочия и скомпоновать, слепить, сделать отдельную структуру, поскольку принцип «один риск — один документ» никак не удается реализовать. Все дискуссии крутятся вокруг того, где начинаются полномочия одни и заканчиваются другие.

Получается, чиновники сейчас - как герои басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: каждый тянет на себя. Например, та же Голодец заступилась за Роструд, отмечая, насколько плохо обстоят дела в сфере труда. Кроме того, за сохранение службы по труду и занятости выступают в национальной федерации профсоюзов, полагая, что ее ликвидация ухудшит качество контроля работодателей.

 В свою очередь, Министерство здравоохранения требует оставить в покое Росздравнадзор, так как «отрасли необходима самостоятельная высокопрофессиональная контрольно-надзорная служба, защищающая права граждан на качественную и доступную медицинскую помощь, эффективные и безопасные лекарственные средства и медицинские изделия».

 Как бы ни решили вопрос реорганизации контрольно-надзорных служб в правительстве, бизнесмены надеются на одно: как и обещал президент Владимир Путин, общее количество проверяющих и, соответственно, проверок наконец сократится. И не важно, говорят предприниматели, сколько структур содержит (или планирует содержать) государство. Главное – это чтобы их функции не дублировались, и не создавали двойного или даже тройного давления на экономических агентов.

Источник Петербургский правовой портал